Не так давно знаменитый комедиограф Дэвид Цукер заявил, что Голливуд уничтожает комедию. В каком состоянии сегодня находится почтенный жанр? Прав ли Цукер? Разбираемся в не очень смешном вопросе. Помните, был такой Дэвид Цукер? Вы знаете этого постановщика как часть трио Цукер — Абрахамс — Цукер, на счету которых пародийные нетленки «Голый пистолет», «Аэроплан» и «Совершенно секретно». После распада творческого союза Цукер работал над франшизой «Очень страшное кино» , начиная с третьей части. Недавно Цукер заявил, что Голливуд уничтожает комедию. Сделал он это в интервью, которое вы можете посмотреть сами, но главную цитату приведу чуть ниже. Цукер рассказывает, что вместе со своим коллегой Пэтом Профтом (сценарист «Полицейских академий», «Горячих голов» и режиссер комедии «Без вины виноватый») он сочинил сценарий, пародирующий боевики об агенте 007 и «Миссия невыполнима». Во время питчинга проекта студии они получили замечание от женщины из топ-менеджмента — мол, слишком у вас шутки рисковые, сейчас такое не катит. По сюжету главная героиня, проходя через полицию и ФБР, жалуется, что ей нужно уменьшить грудь, поскольку она не влезает в бронежилет. «Мы и похлеще шутили, но я подумал, что с таким подходом к комедии они уничтожают ее. И всё из-за того, что у 9 % людей нет чувства юмора», — говорит Цукер. Аэроплан Рейтинг 7.7 1980 Комедии , Драмы США 12+ Режиссер: Дэвид Цукер , Джим Абрамс Главные роли: Лесли Нильсен , Лорна Паттерсон , Карим Абдул-Джаббар , Ллойд Бриджес , Джули Хэгерти Смотреть Во время юбилейных показов «Аэроплана» Цукеру часто приходится отвечать на вопрос: «Возможен ли такой фильм сегодня?» «Я всегда говорю: разумеется, но только без шуток». Затем он поясняет: «Комедия на сегодняшний день — жанр проблематичный, но, думаю, он вернется. Это ж маятник, а он всегда возвращается назад. Мне бы хотелось увидеть, как комедийные режиссеры снимают комедии бесстрашно, поскольку мы привыкли снимать всё, что в голову придет, и потом испытывали фильмы на зрителях. Если их что-то оскорбляло, то в зале слышалось неодобрительное шипение, а это плохо — мы же не пытаемся донести позицию или проводить воспитательную работу, мы просто хотим рассмешить людей». Кадр из фильма «Аэроплан» реж. Джим Абрахамс, Дэвид Цукер, Джерри Цукер, 1980 Всё это «просто» уже не особо вмещается в парадигму современного курса мира западной культуры на гуманизацию. Цукер продолжает существовать в рамках старого мира, привыкшего видеть в женщинах людей второго сорта (ха-ха, смотрите, ее сиськи не влезают в броник!) и считающего, что шутить можно над чем угодно. В принципе, Америка — свободная страна, никто не запрещает шутить над чем угодно, но во время социальных сетей и огласки придется столкнуться с народным гневом и усвоить самостоятельно тот простой факт, что шутки, которые не пользуются спросом, больше нельзя монетизировать. Можно и дальше иронизировать над маргинализированными меньшинствами, но доходы от этого вряд ли порадуют (если вы, конечно, не Дэйв Шапелл, которого пытались отменить за стендап на Netflix, но что-то он никак не отменяется и в начале ноября 2022-го появился в программе «Субботним вечером в прямом эфире» в качестве ведущего). Юмор всегда отражает ценности общества, всегда находится в культурном контексте и не существует сам по себе, как конь в вакууме. Долгие годы Голливуд работал только на себя, не обращая внимания на существование другого мира, что, конечно, не мешало нам ухохатываться над «Голым пистолетом», но трио ЦАЦ работало в жанре слэпстика, их юмор был связан с недосказанностью, недопониманием. Так вот, Америка здорово изменилась со временем, и снять комедийный фильм, который будет интересен массовой аудитории, невероятно трудно — надо учитывать особенности разных зрителей. Комедия на большом экране в наше время стала лишь элементом кино. Скажем, кто-то может найти смешное в хорроре «Солнцестояние» , а представить себе блокбастеры Marvel без шуток и вовсе невозможно. Вот, кстати, моя любимая шутка, она была в «Человеке-муравье» : Как человек из индустрии, Цукер должен прекрасно знать, что сам жанр комедии последние годы претерпевает серьезные изменения. Более того, весь Голливуд переделывается и перелицовывается в связи с новыми правилами. Сейчас всё среднебюджетное кино, куда входили комедии, уходит на стриминги — в кинотеатры попадает очень малый процент. При этом оффлайн-выступления стендаперов пользуются огромным спросом, а платформы платят комедиантам солидные деньги за право купить запись. Самой кассовой комедией в американском прокате за 2019 год был фильм Нила Бёргера «1+1: Голливудская история» . Кевин Харт и Брайан Крэнстон играли в ремейке французского фильма, снятого за 37,5 млн долларов. В Северной Америке картина собрала 108,3 млн долларов, а за границей — всего 17,5 млн долларов. И это в доковидное время. Кадр из фильма «1+1: Голливудская история» реж. Нил Бёргер, 2018 Обыватель всё реже заглядывает в залы — вот, например, тут занятный график, хоть и семилетней давности, но показывающий спад зрительского интереса в Северной Америке. Так, в 1930-х в кинотеатры еженедельно ходили более 65 % граждан, то есть, как говорится в статье, из пяти ваших знакомых трое каждую неделю бегали в кино. Насколько реально такое в наши дни? Не особо — цена билета не та, а пожевать попкорн и выпить газировки можно не по космическим ценам. Исследование компании Gallup, опубликованное в январе 2022-го, говорит нам, что американцы за последние 12 месяцев смотрели примерно 1,4 фильма в кинотеатрах. 61 % граждан вообще не ходили в кино — это исторический максимум. Все эти лирические отступления напоминают, насколько изменился кинопрокатный ландшафт. Как сюда вписываются пародии и комедии без всяких примесей? Никак. Они не окупятся. Чем мы заняты в тени Рейтинг 8 2019 Комедии , Ужасы США 18+ Режиссер: Джемейн Клемент , Кайл Ньюачек , Тайка Вайтити Главные роли: Кайван Новак , Мэтт Берри , Натасия Деметриу , Харви Гильен , Марк Прокш Смотреть Может быть, просто таких смешных людей, как Цукер — Абрахамс — Цукер, больше нет? Но и тут нас ждет разочарование — об искусстве комедии написано немало книг, а в киношколах и на студиях существуют специальные воркшопы. Стив Каплан, один из самых главных специалистов по комедии в киноиндустрии, преподает этот жанр на студиях DreamWorks, Disney Animation, Aardman Animation, помогает сценаристам канала HBO и является прекрасным рассказчиком. Найдите его книгу «Скрытые инструменты комедии», в ней много интересного. Каплан напоминает, что универсального смешного не существует, то бишь если вы смеетесь — смешно именно вам и никому другому. Он опровергает ряд мифов вроде «смешным надо родиться» и «нельзя анализировать комедию», на примерах разбирает разные сцены из фильмов и сериалов и выводит уравнение комедии. Но главное, что надо вынести из его книги, комедия — это искусство говорить правду о том, как быть человеком. Комедия говорит правду, а конкретно — правду о людях. Заметьте, это не значит, что она высмеивает людей. Кадр из сериала «Чем мы заняты в тени» реж. Яна Горская, Кайл Ньюачек, Джемейн Клемент, 2019– Можно соглашаться или не соглашаться с Капланом, равно как и со мной, — в конце концов, что такое авторская колонка, как не мнение, основанное на собственных знаниях и опыте. Я также не понимаю, где был Цукер все те годы, когда показывали сериал «Чем мы заняты в тени» — по-моему, он умопомрачительно смешной. Давайте-ка я сделаю своеобразный дисклеймер и скажу, что мне кажется смешным: «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Жизнь Брайана по Монти Пайтон», «Аэроплан» , «День сурка» , «Доктор Стрэйнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», «Продюсеры» (и практически все фильмы Мэла Брукса), «Отпетые мошенники», «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса», «Борат» (первый и второй). Из совсем нового недавно вышла пародия на байопики «Странный: История Эла Янковича», в которой Дэниэл Рэдклифф на полном серьезе отыгрывает пародийного певца Янковича, что пилит на аккордеоне популярные шлягеры, меняя слова. Наверное, будь кино в нашем прокате, его бы назвали «Баян». Кадр из фильма «Странный: История Эла Янковича» реж Эрик Аппель, 2022 Что же касается рискованного юмора, то для таких любителей есть Сет МакФарлейн с «Гриффинами» и дуэт Трей Паркер / Мэтт Стоун , авторы «Южного Парка» . Мы живем в непростые времена, у нас перенасыщение контентом; кроме кино, есть сериалы, а еще и анимационные сериалы. Аниме, в конце концов! Я обожаю рожицы Ани Форджер в «Семье шпиона», смеюсь как подорванная над «Тусовщиком Кунмином» и считаю, что перезапущенные «Эти несносные инопланетяне» ужасно смешные. Кадр из мультсериала «Южный Парк» реж. Трей Паркер, Мэтт Стоун, 1997– Наконец, недавний анимационный сериал «Демоненок», который продюсирует Дэнни ДеВито (он же озвучивает дьявола), и вовсе оскорбляет все возможные чувства, вызывая у меня безудержные приступы смеха. При этом в центре сюжета история девочки, чьи родители развелись еще до ее рождения, и отец появляется в ее жизни в подростковом возрасте, чтобы сделать из нее нормального антихриста. Мама, конечно, против такого расклада. К слову, у «Кинопоиска» вышел похожий сериал «Конец света». Юмор перестал быть общим, он раздробился на разные аудитории, получил новое измерение, улетел в космос вместе со Стражами Галактики — иными словами, мы сейчас имеем комедии на любой вкус и цвет. Попытки шутить на массовую аудиторию сейчас вызывают только недоумение (хотя для этого есть хорошее слово «кринж»). Юмор — слишком сложная и серьезная вещь, чтобы пытаться достучаться своими шутками до всех и каждого. Южный Парк Рейтинг 8.3 1997 Мультфильмы , Комедии США 18+ Режиссер: Трей Паркер , Эрик Сточ , Мэтт Стоун Главные роли: Трей Паркер , Мэтт Стоун , Мона Маршалл , Эйприл Стюарт , Айзек Хейз Смотреть