Звезда «Лучше звоните Солу» переживает кризис среднего возраста в новом сериале. Почему его обязательно нужно смотреть?
Боб Оденкерк явно не из тех, кто любит почивать на лаврах, — только успела отгреметь его эпопея в образе нечистого на руку адвоката Сола Гудмана, начавшаяся в сериале «Во все тяжкие» и завершившаяся не менее грандиозным спин-оффом «Лучше звоните Солу», а артист уже взялся за новую, не менее сложную драматическую роль. В «Счастливчике Хэнке», новом проекте AMC от звезды и эпизодического шоураннера культового ситкома «Офис» Пола Либерштейна и создателя «Силиконовой долины» Аарона Зелмана, Оденкерк играет депрессивного профессора, оказавшегося в жизненном тупике. «Лента.ру» рассказывает, почему на этот сериал стоит обратить внимание.
Хэнк (Оденкерк) оценивает процентное соотношение счастья в своей жизни всего в 20 процентов. «Взрослое существование — это мучение», — убежденно заявляет профессор своей супруге Лили (Мирей Инос), которая, как он считает, «необычайно счастлива» со своими 30 процентами. Может показаться, что некогда звездный писатель-дебютант, за десятилетия так и не завершивший свою вторую книгу, сильно сгущает краски. У него есть престижная работа в колледже (который он, правда, объявляет центром посредственности, за что сталкивается с кэнселлингом), понимающий приятель-босс (разведя руками потребовавший от Хэнка сократить штат преподавателей) и дружный коллектив из интеллигентных и образованных коллег (которые только и ждут, чтобы подсидеть его на посту завкафедрой).
Кажется, Хэнк — попросту типичный старый скряга. Он ведет в своей голове мизантропские авторские монологи, словно Хэнк Муди из «Блудливой Калифорнии», и всем вокруг советует уехать из родного города: и давно выросшей дочке Джули (Оливия Уэлш), в очередной раз заявившейся за деньгами, и бывшей ученице Мег (Сара Амини), выпрашивающей у него должность на кафедре английского языка, да и сам будто бы готов бросить все и отправиться в дальние дали. Только когда его жене предлагают позицию директора нью-йоркской школы, он всеми силами отбрыкивается от переезда. У Хэнка, похоже, депрессия, а еще — комплекс неполноценности и страх быть оставленным, заработанные в детстве из-за ушедшего из семьи отца, и по сей день ведущего куда более успешную писательскую карьеру. С папой Хэнк не разговаривает, но любая новость о нем выводит профессора из колеи — даже сообщение об уходе на пенсию, которую размещают на первой странице раздела «Культура» в «самой большой газете в стране».
Вероятно, Оденкерк с трудом нашел бы себе роль одновременно более сложную и менее привлекательную, нежели эта
Седой семьянин с неисполненными писательскими амбициями? Кафедра английского? Сокращения бюджета? И все это — с Солом Гудманом, адвокатом самых отпетых варщиков метамфетамина во всем Альбукерке? С тем опаснейшим Хатчем из фильма Ильи Найшуллера «Никто», готовым голыми руками раскидать толпу противников?
Но именно то болото, в котором сидит Хэнк, и обилие болезненных нервов в его голове дают актеру огромный инструментарий и простор для маневра. Оденкерк может долго и убедительно рисовать ироничного и остроумного мизантропа, а затем, к подлинному ужасу всех присутствующих, как по щелчку пальцев оборачивается капризным ребенком. К тому же с полюбившимся зрителям Солом Гудманом Хэнка роднит очень многое — пусть жизни профессора ничего особо не угрожает (стоит разве что остерегаться массивного блокнота с поэмами, которым размахивает экспрессивная коллега), но неисполненные амбиции и масса препятствий, мешающая их реализовать, заметно сближают его с пронырливым адвокатом.
Только вот препятствия на этот раз не внешние, а внутренние — и то, как тонко Оденкерку удается перенести их на экран, вполне может привести актера к очередной статуэтке «Эмми»
Да и потом, «Счастливчик Хэнк» хотя и очень медленно запрягает, однако уже к середине сезона превращается в весьма бойкую, даже злободневную комедию. Либерштейн и Зелман не понаслышке знакомы с тем, как организовать токсичный сабантуй в наискучнейших будничных декорациях. Так что неудивительно, что в пререканиях и спорах коллег Хэнка вскоре начинают проступать узнаваемые мотивы из «Офиса» и «Силиконовой долины», а сами второстепенные персонажи при всей своей мелочности так же быстро в себя влюбляют.
Как и в случае с вышедшей в 2021-м «Кафедрой» с Сандрой О, основной конфликт в «Счастливчике Хэнке» — неловкая борьба высококвалифицированных преподавателей за бесперспективную должность — берет вдохновение из реальности, в которой гуманитарные науки ощущают себя не в лучшем положении. Все обитатели кафедры поголовно — некогда вдохновленные, творческие личности, обнаружившие, что карьерные лестницы ведут совсем не туда, куда нужно, и что окружающему миру их таланты не очень-то нужны. Но именно поэтому ставки становятся еще более высокими, а методы, к которым профессора готовы прибегать, чтобы заполучить место под солнцем, — отчаянными.
«Счастливчик Хэнк» точно не придется по вкусу всем подряд
Если большинство картин про студентов представляют собой феерическую буффонаду из ошибок молодости, помноженных на ошибки пьяной глупости — основы жанра заложил еще канонический «Зверинец» — то вот на запрос о кино про профессоров Google выдаст десяток драм и даже мрачных триллеров. «Счастливчик Хэнк» местами может рассмешить похлеще «Американского пирога», но по большей части поднимает серьезные, глубоко личные вопросы о проблемах самореализации, о жизненных целях и о том, как они могут развести пути самых близких друг другу людей.
Словом, речь тут идет о вещах, которыми задается не каждый зритель (особенно российский — и без того проблем навалом, чтобы размышлять о карьерных тупиках и внутренних кризисах). Безынициативность главного персонажа и видимая безысходность его положения могут многих скорее вогнать в апатию. Впрочем, Сол Гудман на радость зрителям эффектно выбирался и не из таких ситуаций — может, и у Хэнка это получится.
Сериал «Счастливчик Хэнк» (Lucky Hank) выходит на канале AMC