Почему современные кузнецы сохраняют старинные технологии

Современная кузница — это скорее творческая мастерская. Она остаётся не только центром сохранения ремесла, но и народных традиций. Несмотря на обилие новых методик и инструментов, многие мастера порой предпочитают работать по старинным технологиям. В мире огня Как и века назад, в кузнице царствует живой огонь, обволакивает жар раскалённого металла, в руках богатыря — кузнечный инструмент. Не надо думать, что кувалда или молот — грубый инструмент. Мастер может быть настоящим ювелиром. Любой подсвечник и даже гвоздь можно выполнить в технике ювелирной ковки. Каждое изделие уникально, в нём частичка души и теплота рук мастера. Кузнец Дмитрий Стрюков вообще-то специалист по контрольно-измерительным приборам, а в мир стали и огня его привела любовь к искусству. Практически каждое его изделие, как и положено авторским ручным работам, существует только в одном экземпляре. Не повторяются даже парные вещи. Взять хотя бы модный подарок на свадьбу или 8 Марта — кованые розы. Эти украшения, как в природе, хоть лепесточком, но отличаются друг от друга. «Очень доволен своим выбором, — делится Дмитрий. — Кузнец — профессия востребованная, она не уходит и вряд ли когда исчезнет. Людям нравятся красивые вещи. Они приходят в кузню и рассказывают о своих мечтах, мы эти желания исполняем, так что работа сродни волшебному исполнению желаний». Сегодня Дмитрий трудится в кузнице, которую они с друзьями основали в Нижнем Новгороде. Больше десятка лет занимаются профессиональной ковкой, делая всё, что можно выковать из металла, умело сочетая его с деревом, стеклом, камнем. Любовь к металлу у мастера проявилась ещё в детстве. Мальчишкой в деревне он в банной печи калил и расковывал гвозди, устроив там импровизированную кузницу. Нравилось создавать новые вещи из, казалось бы, неподатливого, твёрдого материала. Для работы сам собрал первый горн, научился делать первые ножи. Но ремеслу надо было учиться. С этим вышло почти как у чеховского Ваньки Жукова. Парень просто пришел в кузницу к мастеру, тот сказал: «Зарплату платить тебе не могу, но могу научить». Три месяца Дима осваивал азы, а уж затем начал самостоятельно работать и, продолжая учиться, получал собственные заказы. Спросом пользуются и сувениры, и ковка для быта. Модными стали кованые лестницы в домах. Интерьерные изделия — молоточки, совки, кочерёжки, авторские ручки для дверей — становятся всё более популярными у горожан, скучающих по народной культуре. Заядлые банщики дорогу в кузницу давно протоптали. Для них мастера целую банную серию готовят — от котлов до «светцов», ажурных держателей лучины. Бывают и совсем необычные заказы. Как-то собачники-энтузиасты попросили выковать лёгкие северные сани — нарты. От кольчуги до боевых топоров Впрочем, и Дмитрию необычные увлечения не чужды. Ему близка историческая реконструкция, становление Руси, её история IX-XI веков. Коллеги по клубу «ВИК Черноречье» очень рады приходу профессионального кузнеца. На одну кольчугу может полгода непростого труда потребоваться, порой плетение очень кропотливое. А тут, кроме вязания кольчуг, надо оружие делать: от гвоздей для щита до боевого топора. Вся походная амуниция — от костровых чаш и столовых принадлежностей до котлов — тоже кованая. Дело это не каждому по плечу — попробуй-ка выковать походную вилку. На этнофестивалях и исторических реконструкциях Дмитрий Стрюков всегда в особой роли — в костюме свободного горожанина-кузнеца. Дима говорит: «Не все руки, что куют мечи, достают их из ножен». Ему железяками на ристалищах размахивать некогда, вокруг выездной кузницы всегда много любопытствующих. Мастеру наставничество не в новинку. В кузню часто приходят школьники, для которых умельцы с удовольствием проводят мастер-классы. На ярмарках ремёсел и городских фольклорных праздниках они тоже всегда званые гости. Конечно, на оборудовании выездной кузни можно сделать немногое — это скорее ремесленное шоу. Но желающих Дмитрий может научить выковать гвоздь для подков или сами подковы. Мастер со знанием дела рассказывает, какие кузнечные инструменты прошли сквозь века, какие изделия в походном быту были нужнее всего. Люди обычно просят показать начальные навыки кузнечного ремесла. Многие потом и на мастер-классы в кузню приходят не по разу. Традиции не забыты «Фольклорные праздники порой помогают возродить забытые традиции, — рассказывает Стрюков. — В последние годы появилась вдруг мода на кресала. Увидев у нас на реконструкциях такие забытые предметы, люди стали этим увлекаться. Такая «вечная спичка» лет пять уже пользуется повышенным спросом. И хорошо: мы довольны тем, что наша работа помогает продвигать практическую историю в массы. Мы ведь подолгу «сидим в книжках», по музеям и архивам ездим, так что приятно, когда после общения с нами люди начинают интересоваться историей». Иногда заказывают кованые розы как свадебный подарок. Это тоже в русле русской исторической традиции. На Руси бывало, что и свадьбу в кузнице играли — это традиция мастеровых. Обычные же молодожёны после венчания приходили к кузнецу, чтобы вместе сковать собственную первую подкову как символ семейного счастья. Возможно, кузнечные свадьбы у нас впереди. Александр Куриков

Почему современные кузнецы сохраняют старинные технологии
© Нижегородская правда