«Вайнберг. Возвращение» 2022
Главный итог 2022 года — выпуск второй серии Собрания сочинений композитора (совместный проект «Музыкального обозрения» и издательства «Композитор • Санкт-Петербург»). В 2021 окончен выпуск первой серии (13 томов, 15 тетрадей), завершившейся выходим двух уникальных томов с музыкой Вайнберга к кинофильмам и мультфильмам. В 2022 вышла вторая серия (7 томов), включающая одно из самых исполняемых произведений Вайнберга — Фортепианное трио, а также четыре Камерные симфонии, Симфониетту № 1 и Квартет № 5. Готовится третья серия, в которую войдут шесть скрипичных сонат, Концерт для скрипки с оркестром и 22-я симфония. Обсуждается возможность выпуска в 2024–2025 четвертой и пятой серий Собрания сочинений. «Композитор • Санкт – Петербург» готовит нотный материал к премьере оперы «Любовь д’Артаньяна» в Нижегородском театре оперы и балета и показам в 2023 оперы «Идиот» в Мариинском театре. В 2022 на Новой сцене Большого театра прошли две серии показов спектакля «Идиот», который входит в репертуар ГАБТа уже шесть сезонов (премьера состоялась в феврале 2017): 19 и 20 января и 2–4 ноября. Ноябрьскими спектаклями дирижировал Филипп Селиванов, лауреат I премии Первого международного конкурса имени С.В. Рахманинова. Концерты В России в прошедшем году прошло около 50 концертов, в которых исполнялись сочинения Вайнберга: в Москве, Санкт-Петербурге, Дубне, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске, Саратове, Томске, Тольятти, других городах. 28 марта концертом «Вайнберг-Бах-Шуман» завершился абонемент «Вайнберг. Возвращение» (проект «МО» и Московской филармонии, автор и ведущий Андрей Устинов), который был начат в 2019, в год 100-летия со дня рождения композитора, но последний концерт неоднократно переносился из-за пандемии. В исполнении Бориса Андрианова (виолончель) и Юрия Мартынова (фортепиано) прозвучали две Сонаты для виолончели и фортепиано. 8 декабря, в 103-й день рождения композитора, концерт из его сочинений состоялся в Мемориальной квартире С.Т. Рихтера: звучали 12 пьес для флейты и фортепиано ор. 29, Вторая виолончельная соната, Фортепианный квинтет. В программе участвовали флейтистка Мария Федотова (флейта), скрипачи Михаил Фейман и Кирилл Кравцов, альтист Андрей Усов, виолончелист Сергей Суворов, пианистка Полина Осетинская. Произведения Вайнберга звучали на крупных фестивалях. В Тольятти на Международном фестивале искусств «Шостакович. ХХ век» 27 сентября 2022 прозвучали 12 пьес для флейты и струнного оркестра оp. 29 bis и Симфониетта № 1 «На еврейские темы» ор. 41 (оркестр Тольяттинской филармонии, солистка Анна Комарова, дирижер Федор Леднев). На фестивале «Искусство перевода» в ГМИИ им. А.С. Пушкина Прозвучала III часть Концертино для скрипки и струнного оркестра ор. 42 (солист Николай Саченко и Камерный ансамбль «Солисты Москвы»). Диапазон сочинений, представленных в концертах, достаточно широк. Исполнялись оркестровые сочинения: Симфониетту № 2 для струнного оркестра и литавр ор. 74 дважды сыграл камерный оркестр «Академия Русской Музыки» под управлением лауреата второй премии Конкурса имени С.В. Рахманинова Ивана Никифорчина, а Симфонический оркестр Карельской филармонии под управлением Алексея Ньяги сыграл финал Первой симфонии. Звучали Концерт и Концертино для скрипки с оркестром, Концерт, Концертино и Фантазия для виолончели с оркестром; Концерты для флейты и трубы с оркестром. В течение года прозвучало немало камерных опусов. RUSQUARTET в составе Ксения Гамарис (скрипка), Анна Янчишина (скрипка), Ксения Жулева (альт), Петр Каретников (виолончель) трижды в залах Москвы, а также в Дубне, Саратове и Саранске сыграл Квартет № 5 ор. 27. Квинтет студентов Московской консерватории трижды сыграл Фортепианный квинтет ор. 18. Также в программах — Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 24, Соната для кларнета и фортепиано op. 28, Соната № 5 для скрипки и фортепиано ор. 53, Вторая виолончельная соната, пьесы для флейты, вокальные сочинения. На Фестивале российской культуры в Японии, организованном Санкт-Петербургским Домом музыки, скрипач Равиль Ислямов и пианист Андрей Телков исполняли «Молдавскую рапсодию» для скрипки и фортепиано op. 47. В числе исполнителей — пианисты Мирослав Култышев, Екатерина Рихтер; скрипачи Сергей Поспелов, Александр Тростянский, Алексей Лундин; виолончелисты Борис Андрианов, Федор Землеруб; флейтист Максим Рубцов, кларнетист Михаил Меринг, трубач Тимур Мартынов; солисты театра «Новая опера»; камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (дирижер Владимир Спиваков); симфонические оркестры Ростовской и Томской филармоний; дирижеры Владимир Понькин, Михаил Грановский, Антон Шабуров. Возвращение Вайнберга Обращение российских музыкантов к творчеству Вайнберга, исполнение его сочинений стало привычным, обыденным явлением. В этом и есть самый главный, наиважнейший результат проекта «Вайнберг. Возвращение», который «Музыкальное обозрение» ведет почти 10 лет, с 2014. «МО» стало локомотивом возвращения творчества Вайнберга в России. За восемь лет мы провели и курировали события, связанные с именем и творчеством композитора, в том числе: – кураторство первой в России постановки оперы «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета в 2016 (премьере предшествовало два года подготовительной работы и три презентации проекта: в Москве на конференции «Россия – Польша: музыкальный диалог» и две в Екатеринбурге); – проведение Международного форума «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» в Москве (2017) и международной научной конференции с участием ученых более чем из 10 стран; – в 2019, к 100-летию со дня рождения Вайнберга — проведение «Года Вайнберга в России», Всероссийский фестиваль музыки Вайнберга (60 концертов, в которых прозвучало более 50 опусов — треть наследия композитора); – две представительные международные научные конференции: в феврале 2017 в Большом театре в дни проведения Международного форума «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» и в декабре 2019 в Государственном институте искусствознания в дни празднования 100-летия со дня рождения композитора; – абонемент камерной музыки «Вайнберг. Возвращение» в Московской филармонии; – подготовка к изданию книги польского музыковеда Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров» (проект Института Адама Мицкевича в Варшаве), которая вышла в 2021 в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург»: на сегодня это самое подробное описание на русском языке жизни и творчества композитора. Книга пользуется большим интересом у музыкантов и любителей музыки. Сочинения Вайберга в последние годы регулярно появляются на компакт-дисках. В 2019 к 100-летию композитора на фирме «Мелодия» вышел альбом «Мечислав Вайнберг. Избранные сочинения». Виолончелистка Марина Тарасова записала на трех CD почти все виолончельные сочинения Вайнберга (кроме Концерта для виолончели с оркестром ор. 43 и Фантазии для виолончели с оркестром op. 52). Омский симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева выпустил два CD, на которых записаны две последние симфонии (№ 21 «Каддиш» и № 22), «Польские напевы» ор. 47/2 и «Шесть балетных сцен» ор. 113. Благодаря нашим многолетним усилиям и действиям наследие Мечислава Вайнберга — композитора, после смерти на долгое время забытого в России и практически исчезнувшего из концертной жизни — заняло достойное и заслуженное место в отечественной музыкальной культуре. Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО» № 12 (500) 2022 «Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись «Вайнберг. Возвращение» 2022 впервые появилась Музыкальное обозрение.