Композитор Александр Вустин – 80 лет со дня рождения

24 апреля 2023 исполнилось бы 80 лет Александру Вустину, выдающемуся композитору, одному из лидеров российского музыкального авангарда, активному участнику возрождения в 1990-х годах Ассоциации современной музыки, запрещенной правительством в 1931. Александр Кузьмич оказался одной из жертв первой тяжелейшей волны коронавируса, ушел из жизни 19 апреля 2020. На 12 октября того года был назначен концерт совместного абонемента «МО» и Московской филармонии «Персона – композитор» (представление и интервью – Андрей Устинов) с его участием. Концерт состоялся и был посвящен памяти Александра Вустина. Андрей УСТИНОВ: «Александра Вустина связывали с газетой [“Музыкальное обозрение”] многие нити. В 2013, к 70-летию композитора, мы опубликовали его интервью Анне Амраховой. Годом ранее он написал для “МО” статью памяти своего учителя Григория Фрида. <…> Он умер в апреле – это месяц его рождения и теперь месяц смерти; в том же месяце родились Эдисон Денисов (6 апреля) и Владимир Юровский (4 апреля), сыгравшие в его жизни чуть ли не главные роли. <…> Несколько раз я приглашал его [в абонемент “Персона – композитор”], но как-то не складывалось. И вот, осенью 2019 года Александр вдруг согласился и активно и увлеченно стал делать программу. Несколько раз ее уточняли. В январе 2020-го этот концерт был уже заявлен. По традиции Абонемента в концерте принимает участие автор, и мы несколько раз беседуем с ним. И вот теперь, когда Александра Вустина не стало, мы решили сохранить этот концерт». В 2002 и 2020 Александр Вустин был назван Композитором года в рейтинге «Музыкального обозрения» «События и персоны». В 2004, напомним об этом также, он был среди авторов коллективного сочинения «Десять взглядов на десять заповедей», написанного к 15-летию «МО». «Примириться с его безвременным уходом так и не получается. Утешение приносит его музыка, она осталась с нами, и в ней живет облик Саши и его душа. Это не метафора и не пустые слова, которые положено говорить об ушедших. Его жизнь перелилась в звучание, и когда его сочинения вновь достигают нашего слуха, возникает ощущение его присутствия, продолжения физического существования за пределами земной жизни. И дело не только в том, что эту музыку написал близкий человек, давний друг. Наверное, дело в ней самой, пламенной, отлитой в афористические формы, не знающей излишеств, зачастую открыто трагической. У Вустина не было проходных сочинений, и его наследие оставляет впечатление редкой цельности». (Музыковед Светлана Савенко) «Его сочинения уникальны той благородной силой, той высокой серьезностью и – я бы сказала – предельной надеждой, которая в них исполняется, каких мы не ждем от наших современников». (Поэт, прозаик, эссеист Ольга Седакова) «Музыка – это единственное, во что был погружён Саша Вустин, и только она одна его интересовала. Мало кто знает, но все серьёзные произведения Вустина написаны в серийной технике. Нет, это не додекафония Шёнберга и не “холоповские” 12-тоновые поля. Техника Вустина – совершенно уникальная, и “близких родственников” среди композиторов у него не было. Как не было и не могло их быть у Ксенакиса или у Айвза. Но мало кто знает, что всю свою жизнь Саша Вустин работал только с ОДНОЙ серией!!! На одну и ту же серию он написал множество великолепных, ярких и совершенно непохожих друг на друга произведений, таких как “Героическая колыбельная” или “Музыка для 10”! Как можно было сделать так, что “несущая часть конструкции” не угадывается нигде, – загадка из загадок, над которой ещё предстоит биться музыковедам-аналитикам». (Композитор Юрий Каспаров) «Для меня Вустин – это Мусоргский нашего времени. У него в чем-то сходный с Мусоргским сам подход к музыке, его музыкальный язык – сложная амальгама чего-то простого, иногда просто “сырого” народного материала и очень индивидуальной двенадцатитоновой системы. В некоторых его сочинениях обнаруживается невероятный, но очень органический замес авангарда и музыки православного богослужения». (Композитор Владимир Тарнопольский) Творческий взлет Александра Вустина пришелся на последние пять лет его жизни. По инициативе Владимира Юровского Вустин стал композитором-резидентом Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова. Состоялись мировые премьеры «Песни Лукерьи» для магнитной ленты, народного голоса и оркестра (2015; премьера 20.01.2016), сочинения «Песнь восхождения» (2016; премьера 5.10.2016), «Трех стихотворений Ольги Седаковой» (2017; премьера 9.11.2017). «Он открыт самым разным течениям, но при этом неизменно сохраняет собственное лицо. Для меня его творчество находится на стыке российских и европейских традиций, и очень жаль, что по какой-то причине он до сих пор был мало востребован как автор симфонических партитур. Отчасти именно поэтому мне показалось интересным пригласить его к сотрудничеству – как композитора, для которого написание оркестрового сочинения станет значительным событием». (Владимир Юровский) А 15 февраля 2019 Владимир Юровский продирижировал в МАМТе мировой премьерой оперы Александра Вустина «Влюбленный дьявол», которая cоздавалась 14 лет – с 1975 по 1989. Это единственная опера Вустина. В основе – одноименная повесть Жака Казота (1719-1792), написанная в 1772. «Это маленькая повесть, вполне пушкинская по атмосфере. Невольно вспоминаешь “Пиковую даму”. Например, в пушкинской повести тоже есть своеобразная мистика, есть игра в “фараон”. <…> Сюжет мне сразу понравился. Но я себя оперным композитором не считал. Моя область – камерная музыка для небольших составов или даже для довольно больших составов», – сказал Александр Вустин в интервью Анне Амраховой («Музыкальное обозрение», 2020, № 5). Премьера была очень успешной. В 2020 Александр Вустин был удостоен «Золотой маски» в номинации «Работа композитора в музыкальном театре». Увы, посмертно. Антон ДУБИН, «МО» Александр Вустин: «Я ощущаю себя свободным» Анна Амрахова | МО № 5 (356) 2013 «Памяти Александра Вустина». Концерт абонемента «Персона-композитор». Ведущий — Андрей Устинов» (фотогалерея, видео) «МО» 01.11.2020 Александр Вустин: «Видимо, судьбе было так угодно…» Анна Амрахова | МО № 5 (460) 2020 Памяти Дмитрия Смирнова и Александра Вустина. Слово Юрия Каспарова Юрий Каспаров | МО № 5 (460) 2020 «Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Композитор Александр Вустин – 80 лет со дня рождения впервые появилась Музыкальное обозрение.