Новое слово молодых хореографов
Марийские зрители с восторгом наблюдали выступления конкурсантов. Победители получили уникальную возможность поставить свои балетные спектакли в театрах Йошкар-Олы, Уфы и Воронежа. По мнению экспертов, подобный подход развивает культуру регионов, а для новых звезд балетной хореографии это следующий шаг в своей творческой самореализации.
Йошкар-Ола, столица Марий-Эл, встретила гостей и участников Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов не только ярким, уже по-летнему теплым солнцем, но и горячим приемом зрителей. Уже второй год конкурс привозит сюда его организатор, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «РОСКОНЦЕРТ», правопреемник Государственного концертно-гастрольного бюро СССР – «Союзконцерта», который проводил подобные конкурсы в советские годы. Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов проходит в России с 2013 года. Он стал преемником Всесоюзного конкурса артистов балета и балетмейстеров, среди победителей которого такие имена как Надежда Павлова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Вячеслав Гордеев.
Как напомнил корреспонденту «Мира Новостей» член жюри Сергей Усанов, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов, заслуженный деятель искусств РФ, традиция привозить подобные масштабные культурные события в регионы имеет давнюю историю: «Это давно принятая практика. Когда я возглавлял международные всесоюзные конкурсы в СССР, мы проводили их о всей стране, по всем союзным республикам. Причем не только в столицах республик, но и в глубинке, это делалось намеренно, надо поднимать уровень культуры везде».
Учредителями конкурса выступают Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации, «Несомненно, что каждый новый смотр способствует сохранению великих традиций русской балетной школы и демонстрирует новые художественные достижения», - подчеркивает министр культуры РФ Ольга Любимова.
Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов имеет четырехлетний цикл. Каждый год представлен своим этапом: «Характерный и народно-сценический танец», «Современный танец», «Хореографы», «Классический танец». В 2021 году конкурс «Характерный и народно-сценический танец» прошел в Ярославле. А в 2022 году номинацию «Современный танец» прошел в гостеприимной Йошкар-Оле, на сцене Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева, и в этом году город снова встретил конкурсантов номинации «Хореографы». «Мы сделали все, чтобы фестиваль состоялся на самом высоком уровне. В этом году мы услышали от артистов: «Такое ощущение, что мы приехали домой». В республике динамично развивается балетное искусство. И радует, что даже конкурсные просмотры собирают полные залы. Благодарю РОСКОНЦЕРТ за поддержку», - отметил Министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, художественный руководитель театра, заслуженный артист РФ, народный артист Марий Эл Константин Иванов.
«Второй год мы проводим конкурс в Йошкар-Оле, в том числе благодаря поддержке Правительства Республики Марий-Эл и Министерства культуры Марий-Эл во главе с Константином Ивановым. Это неравнодушные люди, которые любят балетное искусство и заинтересованы в том, что доставляет удовольствие жителям республики, – привозить самые лучшие театры, организовывать самые крупные фестивали и конкурсы», - отметила Светлана Кондратьева, заместитель генерального директора «РОСКОНЦЕРТА».
Здание Марийского театра оперы и балета, построенное в 2014 году, восхищает великолепием огромного зала, где даже размещен орган. Выступать на сцене театра Йошкар-Олы конкурсантам было невероятно приятно, к тому же и публика встречала овациями! На открытии конкурса был аншлаг, к тому же в Йошкар-Олу специально приехали артисты Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, который представил спектакль из нескольких номеров: «Блум», «Четыре», «Маленькая смерть», а в дни конкурса прошел необычный спектакль «Реверс» Московского театра мюзикла. Ну а выступления конкурсантов зрители неизменно встречали аплодисментами и возгласами «Браво!», отмечая наиболее удачные номера.
В дни конкурса в Театре оперы и балета имени Эрика Сапаева проходила фотовыставка «Ускользающая романтика танца» фотохудожника Виталия Татариновича. Автор представил зрителю 25 фотокартин. 25 снимков автор выбрал из 20 тысяч кадров, которые были сделаны на Всероссийском конкурса артистов балета и хореографов 2022 года. «Я отвоевываю красоту, мне кажется, это и есть некая ускользающая субстанция в нашем мире. Я ратую за красоту, которая спасает мир. Такие моменты незаметны, они ускользают от взгляда, и радует, когда удается их поймать», - говорит Виталий Татаринович.
Конкурсная программа этого года была насыщенной и интересной и для участников, экспертов и специалистов. В рамках конкурса прошла лаборатория для хореографов «Световая партитура музыкального спектакля», которую представил Олег Страшкин, художник по свету Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Танцовщик, хореограф, театральный режиссер и балетмейстер Александр Могилев провел мастер-класс, который с учетом трансляции в соцсетях набрал 221 112 просмотров. На круглом столе «От замысла к воплощению балетного спектакля в современном музыкальном театре», который прошел при участии членов жюри конкурса и главного редактора журнала «Балет» Валерии Уральской, конкурсанты, хореографы, балетоведы и критики обсудили проблемы современной хореографии, в том числе вопросы музыкального оформления балета, лексики языка современной хореографии.
На конкурс поступило свыше 50 заявок из разных российских городов. После онлайн-этапа для участия в очных турах в Йошкар-Оле были отобраны 16 хореографов. На втором туре участники продемонстрировали сольные номера и дуэты из своих спектаклей. Третий тур был сложен: за два дня восемь хореографов, вышедшие в финал, должны были поставить балетную сцену с труппой йошкар-олинского театра, и это – нововведение конкурса 2023 года. «Третий тур показал, что труппа выдержала, а работы финалистов получились очень интересными. Все очень устали, но восторга и удовольствия от проделанной работы – море. Мы порадовались за наших конкурсантов, которые так достойно отработали с труппой», - отметил Константин Иванов.
Безусловно, море удовольствия получили и зрители, и члены жюри. Номера отличались по подаче, стилистике, в каких-то было больше классического танца, другие эпатировали зрителя нестандартным подходом. Один танец окунал зрителя в нежные чувства, другой тревожил резкими необычными движениями. Хореографы тщательно продумывали каждый свой номер, начиная с игры света, заканчивая непростыми костюмами артистов. И конечно, самое важное – движения в музыке. Были необычные подходы, например, в дуэте из балета «Онегин» (хореограф Лилия Симонова) Татьяна выехала на сцену на скейте, а номера из балета «Русалка» (хореограф и исполнитель – Вита Мулюкина) погружали публику в философские размышления с помощью закадрового текста.
Как поясняет Сергей Усанов, в оценке работ хореографа важны три аспекта: «Мы оцениваем художественный замысел, либретто, музыку, которая одобрена к реализации сюжета, и саму лексику танца, хореографию. Но дальше у каждого свой критерий. Для меня важны замысел и музыка, а хореография – это уже язык, с помощью которого воплощается задуманное, она имеет более прикладной характер».
«Я смотрю на необычность и сложность элементов. Для меня интересны новые формы, необычные движения, мне интересно, как наши молодые хореографы используют свои идеи и находки», - отмечает, в свою очередь, член жюри Дмитрий Фишер, ведущий солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, ассистент хореографа, заслуженный артист РФ.
В этом году впервые в истории Конкурса победители получили уникальную возможность: они смогут поставить свой балетный спектакль на сценах театров оперы и балета городов Йошкар-Ола, Уфа и Воронеж.
Золотую медаль, звание лауреата и приглашение для осуществления постановки балета в качестве хореографа в Марийском государственном театре оперы и балета им. Э. Сапаева завоевала Лилия Симонова, представившая номера из спектакля «Онегин» (по мотивам романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Серебряные медали, звание лауреатов и приглашения для осуществления постановки балета в качестве хореографов в Башкирском академическом театре оперы и балета получили Вита Мулюкина (балет «Русалка» по мотивам одноименной пьесы А.С. Пушкина) и Константин Матулевский (балет «Моцарт и Сальери»).
Обладателем бронзовой медали, звания лауреата и приглашения для осуществления постановки балета в качестве хореографа в Воронежском государственном театре оперы и балета стал Антон Дорофеев (балет «Муха-Цокотуха»).
Дипломы и звание дипломантов получили Виктория Арчая (балет «Демон»), Юлия Репицына (балет «Каменный гость»), Александр Рюнтю (балет «Метель»), Вячеслав Пегарев (балет «Волшебное озеро»).
Специальный приз жюри «За высочайший профессионализм, проявленный на конкурсе» присудили труппе Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Артисты театра участвовали в третьем туре конкурса в постановках массовых сцен восьми хореографов-финалистов и сумели всего за два дня подготовить развернутые балетные сцены.
«РОСКОНЦЕРТ» как организатор конкурса получил специальный приз жюри - «За формирование новой концепции проведения хореографических конкурсов».
Отмечая важность конкурса как главного хореографического фестиваля страны, Константин Иванов отметил: «Все театралы и балетоманы республики получили больше удовольствие». В свою очередь, генеральный директор Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Андрей Борисов подчеркнул: «Мы должны инвестировать в регионы, для нас это является приоритетной задачей».
Проведение подобных событий в городах России поддерживается Министерством культуры Российской Федерации в том числе как стратегическая и просветительская задача, это расширяет возможности любителей театра и балета в регионах, повышает общий уровень культуры в стране, ну а для новых звезд сцены конкурсы становятся следующим трамплином на их творческом пути.
Марина Лепина.
Фото: «РОСКОНЦЕРТ»/Ю. Михеева.