Войти в почту

Смелым счастье помогает. Как из одной иллюстрации родился проект "Словографика".

Проект "Словографика" , созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации. Если кратко – Петр Александрович выбирает понравившуюся поговорку, создает векторное изображение, наиболее точно отражающее суть афоризма, и отпечатывает его на станке уникальной техникой высокой печати. В итоге получаются оттиски, которые являются не просто картинкой, а украшением интерьера с глубоким смыслом! "Какие пословицы?" – спросите вы. "Кому нужна эта пыльная архаика?". Оказывается, нужна. Книга "Русские пословицы и поговорки в иллюстрациях" разошлась тиражом уже в 14 тысяч экземпляров! А молодые ребята активно используют иллюстрации, созданные Петром, и на их основе делают уникальные татуировки. Мы поговорили с Петром и выяснили, почему пословицы и поговорки уже на протяжении веков пользуются популярностью, как заинтересовать молодежь такой, на первой взгляд, архаичной темой, и в чем уникальность оттисков, созданных в его типографии? Как родилась идея проекта? Летом 2013 года Петр Александрович отправился в путешествие на Соловецкий архипелаг. Место с особенной, мрачной атмосферой. И от местных жителей Петр услышал поговорку, по смыслу очень соответствующую "Соловкам": "В последнем костюме карманов не будет". - Эта фраза произвела на меня колоссальное впечатление своей поэтичностью, "хлесткостью", и, в то же время, важностью поднимаемой темы. Переход в инобытие – тот момент, который никому не удастся избежать. И, как это верно подмечено, туда ничего с собой не возьмешь. Петр вернулся в Москву и попробовал создать иллюстрацию к этой пословице – она стала отправной точкой проекта "Словографика". - Иллюстрация была простая, в чем-то примитивная, но мнение нескольких близких людей, которые сказали: "Петь, прикольно, может, попробовать еще?" – стало для меня решающим. Пусть это было не так технично, как бы я хотел, но какая-то "фишка" уже имелась. А спустя полгода сформировалась полноценная концепция графической визуализации русских пословиц и поговорок или по-другому – "Словографика". В 2014 году прошла первая выставка, в 15-ом – вышла первая книга "Русские пословицы и поговорки в иллюстрациях" тиражом 1500 экземпляров. А в 2019 году был пройдет рубеж в 5000 экземпляров! На сегодняшний день проект "Словографика" включает более250 иллюстраций к пословицам и поговоркам, а также цитатам исторических деятелей и крылатым выражениям из фильмов. Почему важно сохранять и популяризировать наше культурное прошлое? Почти 10 лет назад, когда идея проекта только зарождалась, Петр Александрович не преследовал цели кого-то научить. Он не хотел, чтобы каждый житель России знал все 60 тысяч русских пословиц. Все гораздо проще – ему это было "в кайф". Может быть, в этом секрет успешного проекта? - Изначально задумка не носила какой-либо образовательной составляющей. Но проиллюстрировав более 300 крылатых выражений, прочитав трехтомник В.И. Даля "Пословицы русского народа" – пропустив это через себя, я начал понимать, какая великая мудрость, какое мощнейшее духовное наследие, оставленное нашими предками, скрывается в пословицах. И оно, безусловно, заслуживает того, чтобы об этом знали и помнили. А в нынешней ситуации, когда нам был поставлен некий цивилизационный вызов, обращение к своим истокам, своему наследию – коим является фольклор и пословицы – просто необходимо и является важнейшим фактором сохранения национальной идентичности. Но вся сложность не в том, чтобы проиллюстрировать пословицы и поговорки – Питер Брейгель сделал это еще 500 лет назад, уместив на небольшом (метр на полтора) полотне более 100 афоризмов и высказываний. Сверхзадача Петра заключалась в том, чтобы суметь представить старое и забытое современным языком. - Чтобы прочувствовать всю глубину русских поговорок, необходимо перестать воспринимать их как дремучую пыльную архаику. А для этого нужно озвучить их современным художественным языком – что и является отличительной чертой моего проекта. Я пытаюсь донести аудитории, что древние пословицы остаются актуальными и по сей день. Их мудрость не подвергается старению. Если рассматривать пословицы не как устаревший материал, а как вневременную духовную сокровищницу, и, более того – осознать себя прямым наследником этого богатства, то каким же мощным основанием для личного и общенационального уважения они способны стать? Современная подача пословиц находит отклик? - Знаете, был определенный период сомнений. Думал: а надо ли это кому? Но не без помощи высших сил я прогнал от себя дурные мысли и продолжал работу. В конце концов, у книги уже больше 5000 экземпляров, на выставки приходят люди, а оставшихся пословиц почти 60 тысяч – значит, не время останавливаться! За время существования проекта по эскизам Петра больше 200 молодых ребят сделали татуировки. Чаще всего в качестве основы выбирают "хиты", например, с Есениным: "Жизнь короткая, да слава долгая", – или с цитатой Достоевского: "Жизнь задыхается без цели". - Если ребята делают татуировки, значит, это находит отклик среди молодежи, значит, они задумываются над смыслом фразы. Пусть в такой необычной форме, но, возможно, до кого-то удастся достучаться, кто-то дольше задержит внимание на нашем нематериальном наследии… Почему ваши иллюстрации стоят так дорого? На официальном сайте проекта "Словографика" есть целый каталог печатной продукции. Это оттиски, которые изготавливаются методом высокой печати на специальных станках. Этот способ зародился в Китае примерно в 1041 году. В наши дни его заменили современные станки, но метод до сих пор живет. Нынешнее предназначение высокой печати – изготовление продукции с высочайшей степенью защиты от подделок — Это очень старинная технология. Когда векторное изображение готово, для него изготавливается силиконовая форма. Она кладется на оригинальные станки 19-го века – таких всего несколько в Москве – и по этой форме прокатывается бумага. В этом, кстати, тоже заключается уникальность проекта: я не просто печатаюна принтере, а пользуюсь наработками древних мастеров. Поэтому высокая печать – это самый правильный, на мой взгляд, метод переноса иллюстрации из диджитал-формата на бумагу. Оттиски с иллюстрациями пословиц печатаются в сверхмалых тиражах: Петр делает не больше 10-12 экземпляров. После изготовления форма уничтожается, и на всю галактику остается этот десяток изображений, что смело позволяет называть их уникальным произведением искусства. Все это и обуславливает их стоимость – довольно демократичную, кстати. На западе подобная работа стоит гораздо дороже. — Это еще и очень хорошая идея для подарка. Допустим, у твоего дедушки в следующем году юбилей, а он всю жизнь был шофером и повторял поговорку: "Едешь лихо – несут тихо". Мы можем обговорить все детали, сделать иллюстрацию к этой поговорке и по ней уже создать уникальный оттиск. И это будет не просто элементом интерьера, а целой семейной историей, подарком с глубоким смыслом. Изучая опыт современников, Петр не нашел аналогичного по содержанию проекта. Да, есть иллюстраторы сказочной литературы, афоризмов. Много примеров подобных практик в советской школе художников. Но чтобы системно на протяжении долгого времени заниматься графической визуализацией русских поговорок – такого еще не было. Почему пословицы и поговорки получили такое распространение именно в нашей стране? - Я думаю, это комплексное воздействие разных факторов. Но важнее то, что русский человек – больше про смысл, а не про внешний антураж. Это только последние 20-30 лет нас убеждают, что форма важнее содержания. Но на самом деле испокон веков русские жили с мировосприятием, где суть важнее формы. А пословицы – они же как раз про суть, про смысл. Поэтому они и сейчас, спустя столько лет, в эпоху сверкающего футуризма, пользуются спросом, уважением и интересом… Почему спустя 9 лет после создания проекта решили обратиться за государственной поддержкой? 2022 год был объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. И когда еще, как не в этот год запрашивать грант на проект по популяризации пословиц и поговорок? - Я и раньше думал подаваться на грант, но, заходя на сайт и видя все эти сложные поля, которые нужно заполнять – в страхе закрывал страничку и продолжал работать над оттисками. Хорошо, что в нужный момент рядом оказался человек, который больше понимал во всем этом и помог мне заполнить заявку. Но и с помощью специалистов победить удалось далеко не с первого раза. Три попытки понадобилось проекту "Словографика", чтобы исправить все недочеты и получить заветный пропускной балл. Благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив удалось провести сразу несколько мероприятий. В подземном музее парка "Зарядье" летом 2022 года прошла выставка "Словографика", на которой Петр представил более 30 работ. Выставку увидели около 7 тысяч человек! Также за счет гранта были организованы тематические лекции для молодежи и проведен видеоконкурс, участникам которого нужно было снять короткий любительский ролик и показать житейское употребление пословицы. Какие дальнейшие творческие планы? - Хотелось бы поработать над контентом патриотической направленности. Сделать цикл изображений, посвященных героям СВО. На моей страничке во "ВКонтакте" вы можете найти отдельные иллюстрации с героями специальной операции. Но еще очень много тех, о которых хотелось бы рассказать. Я хочу доносить об этих страницах смелости и отваги наших бойцов, чтобы они встали в один ряд с Денисом Давыдовым, Багратионом, Петром Кошкой, Корниловым. При чем это будут уже не пословицы, а цитаты именно этих отдельно взятых людей – из интервью, например. Я считаю, что художник должен рассказывать не только о достижениях прошлого, но и о подвигах нынешнего дня, вплетая их в общую историю русской доблести и отваги – и это как раз те события, свидетелями которых мы становимся ежедневно на передовой . Книгу Петра Скляра "Русские пословицы и поговорки в иллюстрациях" можно приобрести в "Читай-городе", "Лабиринте" и на "Озоне". На официальном сайте проекта "Словографика" можно посмотреть каталог и приобрести уникальный оттиск, подарив себе или другу подарок со смыслом. А если вы хотите получить особенное изображение с пословицей, которая вам особенно важна, можно написать с идеей своей иллюстрации Петру. 5 советов будущим грантополучателям от Петра Скляра. 1. Запаситесь терпением. Успех любого проекта – в выдержке его руководителя. К текущему результату я шел почти 10 лет. 2. Не отчаивайтесь на первой попытке. Проект "Словографика", при всей своей уникальности, победил с третьего раза. 3. Четкость формулировок – залог успеха. Не лейте воду, пожалейте время экспертной комиссии. 4. Прокручивайте в голове своей проект и постоянно его улучшайте. 5. Верьте в удачу. Без помощи высших сил ни в одном деле не обойтись!

Смелым счастье помогает. Как из одной иллюстрации родился проект "Словографика".
© Ревизор.ru