Сысоев / Малер / Леднёв / МАСМ в ГЭС-2: «Любовь поэта» и «Песнь о Земле» (18 мая 2023)

18 мая 2023 в ГЭС-2 состоится российская премьера сочинения Алексея Сысоева «Любовь поэта» для женского голоса и ансамбля – на те же тексты (Генриха Гейне), что и одноименный цикл Роберта Шумана. Сочинение было написано в 2014 по заказу Шумановского фестиваля в Дюссельдорфе. Алексей СЫСОЕВ: «Вокальный цикл Шумана оставил глубокий отпечаток в моей душе еще со времен юности. Создавая свою “Любовь поэта“, я честно пытался пройти путь композитора, работая с поэтическими строками Гейне, но музыкальный результат, что вполне закономерно, получился абсолютно иным. Порыв сменился депрессией, восторг – болезненным исступлением и даже истерикой, сердечное признание – тяжелой угрозой. Сохранился лишь заключительный мрачный романтический скепсис (“Вы злые, злые песни“), который поставил завершающий знак препинания в этом диалоге эпох. Точку ли?» В одной программе с новой «Любовью поэта» прозвучит малеровская «Песнь о Земле» в переложении для камерного оркестра Арнольда Шёнберга. Исполнители: Московский ансамбль современной музыки, дирижер – Федор Леднёв, дирижер-ассистент – Иван Худяков-Веденяпин, Ольга Россини (сопрано), Борис Рудак (тенор), Константин Сучков (баритон). Звукорежиссер – Сергей Кочетков. «”Песня о земле”, мысли о которой появились летом 1907 года и которая была написана в следующем, 1908 году, была выражением нового, никогда не свойственного композитору раньше отношения к жизни – отношения человека, обреченного умереть», – пишет в книге «Симфонии Густава Малера» музыковед Инна Барсова. В 1907 Малер оставил пост директора Венской придворной оперы, в том же году умерла его старшая дочь, а сам композитор узнал о своей тяжелой болезни сердца. «Тогда его пристальное внимание приковал только что вышедший в Лейпциге томик древней китайской поэзии в переводе Ганса Бетге – “Die chinesische Flöte” (“Китайская флейта”). <…> В характере отобранных Малером стихов и в приданной им в “Песне о земле” последовательности возникло совершенно определенное движение образов, тех самых, которыми Малер жил в это время. То было ощущение заката жизни, пришедшего на смену ее зенита, заката, который непреложно включается в круговращение природы, в смену ее циклов, смену времен дня. <…> В стихах китайских поэтов Малер нашел исключительно тонко выраженную, проникнутую тихой печалью гармонию осеннего и зимнего пейзажа и – человеческой старости, заката солнца и – ухода человека из жизни». (И. Барсова) «Модернистскую природу “Песни о Земле” в 1921 году особенно выпукло проявил Арнольд Шёнберг в своей редакции для солистов и камерного оркестра, одновременно подчеркивая интимный, исповедальный характер произведения. <…> Инструментальный состав “Любви поэта” Сысоева напоминает о “большом ансамбле”, введенном в обиход Арнольдом Шёнбергом, который радикально сократил состав симфонического оркестра классиков». (Из анонса на сайте ГЭС-2) «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Сысоев / Малер / Леднёв / МАСМ в ГЭС-2: «Любовь поэта» и «Песнь о Земле» (18 мая 2023) впервые появилась Музыкальное обозрение.