Атака «клонов»: плюсы и минусы посягательства Disney на вселенную «Звездных войн» Джорджа Лукаса

Фанаты «Звездных войн» традиционно 4 мая отмечают День франшизы или День Люка Скайуокера.

Атака «клонов»: плюсы и минусы посягательства Disney на вселенную «Звездных войн» Джорджа Лукаса
© Слово и Дело

Праздничная дата появилась благодаря часто звучащей в фильме фразе «May the Force be with you!» («Да пребудет с тобой Сила!»). Впоследствии она трансформировалась поклонниками космической эпопеи в «May the fourth be with you», где «fourth» — четвертый и «May» — май.

Оригинальная трилогия режиссера Джорджа Лукаса «Звездные войны», выходившая в 1970-1980-е годы, дала старт целому направлению не только в кинематографе, но и в зрительской культуре. Созданные американским гением космические баталии и невиданные в те годы спецэффекты сформировали многонациональную армию поклонников со своими традициями. Неудивительно, что фанаты со всего мира придумали и собственный день для праздника. Однако, как и в любой сказке, во франшизе присутствуют злодеи. Только вот для поклонников саги это не выдуманный или абстрактный персонаж, а вполне реальное «воплощение» зла — киностудия Disney. Действительно ли компания с вековой историей могла испортить или даже навредить эпической космической опере — разбиралось «Слово и Дело».

На чьей стороне Сила?

Как только в октябре 2012 года появилась новость о приобретении «мультяшной» компанией прав на звездную франшизу, зрительская аудитория ахнула — и в самом отрицательном ключе. А после выхода в 2015 году седьмого эпизода под названием «Звездные войны: Пробуждение» публика разделилась на два конфронтирующих лагеря. Многие посчитали присутствие Disney в продакшене весьма положительным знаком и даже «шагом вперед» или возрождением. Однако для истинных приверженцев «межгалактического рыцарского романа» наступила кромешная тьма, именуемая даже «концом эпохи». При этом выбор между Светлой и Темной стороной Силы каждый зритель делает сам.

Из «лимитки» в массы

Первое, что заметили преданные зрители после знакомства с «Пробуждением» — отсутствие руки мастера. Ведь оригинальные три части «ЗВ», а также три их приквела — авторская вселенная, где каждый персонаж, место или событие пронизаны идеей и духом Джорджа Лукаса. Известно, что создатель лично следил за каждым маломальским продуктом франшизы: будь то фильм, книга, комикс, либо даже игрушечный Йода или футболка с надписью «Star Wars». И даже если какой-то сопутствующий проект получался «странноватым», поклонников успокаивал факт, что как минимум его все же одобрил сам Лукас. Когда же за дело взялась армия безликих «диснеевских» маркетологов — пазл вселенной начал разваливаться на отдельные части, разные по подаче и смыслам, считают приверженцы космической саги. Поэтому заключительная трилогия «Саги Скайуокеров» — седьмой, восьмой и девятый эпизоды, а также два спин-оффа: «Изгой-один» (2016) и «Хан Соло. Звездные войны: Истории» (2018) даже не рассматриваются фанатами как единое целое. Для них существуют «эксклюзивные» шесть эпизодов, а все остальное — ностальгический аттракцион по «Звездным войнам» с красивым антуражем. К тому же, первые шесть эпизодов представляли собой кино «не для всех», с собственной идеологией, понятной «избранным». Disney же, уверены поклонники, сделала все, чтобы превратить авторскую сагу в заурядную «жвачку для глаз». Более того, компания также развязала себе руки в возможности клепать «бесформенные» фильмы под узнаваемым брендом.

«Не стоит недооценивать силу»

Поклонников космической экшн-оперы, которые не считают, что Disney загубила «Звездные войны», меньшинство. Но они все-таки существуют. Более того, эта зрительская аудитория пропагандирует мнение, что «диснеевская» команда буквально возродила умирающую франшизу. Или, по крайней мере, постаралась продлить жизнь величайшему «героическому фэнтези», топтавшемуся на одном месте. Прекрасным примером тому служит девятый эпизод «Скайуокер: Восход» (2019). И если в «Пробуждении» (2015) и «Последних джедаях» (2017) компания Disney будто бы пробовала и примерялась, отчего проекты получались весьма обобщенными или даже размытыми, то в заключительной части «скайуокерской саги» студия исправила ошибки. Новые правообладатели мало того, что смогли наконец передать истинное настроение франшизы к девятому фильму, но и в красках досказали сотворенную Лукасом легенду о джедаях и ситхах. Сумели и грамотно логическую точку поставить: мол, конец истории — наши победили. При этом им удалось не разбить сердца истинных «посвященных», но и также зацепить «новичков». Не факт, что у Джорджа Лукаса получилось бы также красиво раскрыть сюжет, не скомкать или не оборвать его на полпути. Следует помнить, что автор «ЗВ» создавал свои проекты изначально для детей. Поэтому «лукасовские» седьмой, восьмой и девятый эпизоды вполне могли стать просто «клонами» предыдущих частей — или вовсе скатиться в космическую сказку. А Disney помогла ему продолжить «взращивать» проект для тех же самых, но уже повзрослевших детей. К тому же, у «мультяшной» студии всегда за точкой следует новая глава — еще более прогрессивная. Да и виднеется неоспоримый плюс в расширении и без того необъятной вселенной. Тем более, что космические дали бесконечны.