о Гарри Белафонте
«Он родился страшно давно, в марте 1927-го, в Гарлеме в статистически обычной нищете, в семье выходцев с Ямайки и Мартиники. Кровей в нём было понамешано — ровно как и талантов: прекрасно пел, снимался в кино и хорошо играл, выступал в детских передачах (к вящей радости детей) и громил американский истеблишмент».
Оказывается, ушёл Гарри Белафонте.
Ему было 96.
В 1956-м на лейбле RCA вышел его альбом Calypso, который 31 неделю подряд держал первую строчку Billboard 200 и первым в истории (этнической музыки) разошёлся тиражом свыше миллиона экземпляров. Публика впервые услышала музыку островов Тринидад и Тобаго — это и было то самое калипсо, выросшее, ясное дело, посреди сахарного тростника, щедро политого потом и кровью рабов. Этническое начало всегда обязывает. Корни держат крепко. Публика буквально сходила с ума. Гарри Белафонте было тогда 29.
В том же 1956-м на том же лейбле RCA вышли два альбома Элвиса — Elvis Presley (десять недель на первом месте в чарте Billboard Top Pop Albums и первый в истории альбом рок-н-ролла, проданный миллионным тиражом) и Elvis (пять недель в чарте Billboard 200 и абсолютный рекорд двух альбомов одного певца за один год на первом месте). Элвису Пресли было неполных 22.
Оцените масштаб личности Белафонте.
Он был дружен с доктором Мартином Лютером Кингом. Во время столкновений и протестов в Бирмингеме в 1963-м, когда полиция применяла водомёты, «вырывавшие куски кирпичной кладки», и травила цветных студентов немецкими овчарками, когда случился «крестовый поход чернокожих детей» и брошенный за решётку Мартин Лютер Кинг сказал: «За пять дней тюрьмы наши дети узнают о мире и Америке больше, чем они могли бы узнать за пять лет в школе для чёрных», Белафонте собрал $50 тыс. залога за освобождение доктора Кинга и его друзей. Позже он помогал Кингу в организации марша на Вашингтон в августе 1963-го, принимал участие в подготовке переговоров с президентом Кеннеди, пел перед 250-тысячной толпой участников марша. Был там и Боб Дилан. Была там и Махалия Джексон.
Оцените масштаб личности Белафонте.
Он был дружен с Фиделем Кастро и всегда поддерживал Кубу, утверждая, что это пример достижения свободы вопреки всему. Он встречался с Уго Чавесом и во время встречи во всеуслышание назвал президента Джорджа Буша «главным террористом в мире». И это было красиво и честно.
И когда на него обрушился шквал критики, в частности от Колина Пауэлла и Кондолизы Райс, Белафонте (со всесокрушающим спокойствием) напомнил им о «плохих рабах, умирающих на плантациях, и хороших рабах, прислуживающих белому хозяину в его Белом доме». И это тоже было красиво и честно.
Если что, идея записать клип на песню We Are the World тоже принадлежит Белафонте. Он убедил в этом продюсера Кена Крейга, лично договаривался о записи с большинством звёзд (45 человек на всякий случай), и благодаря всем усилиям общие сборы для голодающих детей Африки превысили $70 млн.
Оцените масштаб личности Белафонте.
В социалистическом красном Берлине он вместе с Дином Ридом пел We Shall Overcome, он был близок с «другом советского народа» Полем Робсоном, он вообще был социалистом и прагматиком по части прелестей «свободного капитализма». Наверно, поэтому на юге благословенных Штатов ему приходилось проявлять определённую осторожность — за ним охотились, и это не форма речи. Впрочем, в Миссисипи, родном штате Элвиса, таблички «туалет для чёрных» окончательно исчезли в середине 1970-х. Наверно, поэтому Элвис перебрался в Теннесси. Уж если в душе ты чёрный (как в случае с Пресли), не забывай о принципах выживания...
Писать о музыке совсем не хочется. Вы оценили масштаб личности Белафонте?
Кстати, во время Второй мировой он, приписав себе два года, юнгой записался в Военно-морской флот США — грузил боеприпасы на базе в Нью-Джерси.
Никого уже нет.
А теперь нет и его.
И мира, в котором он прожил свою жизнь, тоже нет.
Он родился страшно давно, в марте 1927-го, в Гарлеме в статистически обычной нищете, в семье выходцев с Ямайки и Мартиники. Кровей в нём было понамешано — ровно как и талантов: прекрасно пел, снимался в кино и хорошо играл, выступал в детских передачах (к вящей радости детей) и громил американский истеблишмент.
Ничего этого больше нет.
Просто послушайте альбом Calypso.
Просто послушайте альбом Calypso...
Day-o, day-o
Daylight come and we want go home
Day, is a day, is a day, is a day, is a day, is a day-o
Daylight come and we want go home...
Лёгкого пути, мистер Гарри Белафонте.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.