В филармонии Санкт-Петербурга отреставрировали афиши и программки военного времени

В преддверии Дня Победы на сайте Санкт-Петербургской Академической Филармонии появится виртуальная выставка, на которой будут представлены отреставрированные филармонические афиши и программки военного времени. Их реставрация осуществляется в рамках проекта осуществляемого Филармонией и Санкт-Петербургский институт истории РАН.

В филармонии Санкт-Петербурга отреставрировали афиши и программки военного времени
© Российская Газета

"Проект "Военная летопись Филармонии" дает возможность не только реконструировать концертную деятельность оркестра Ленинградского Радиокомитета под руководством Карла Элиасберга в блокадном городе, но и рассказать о военной повседневности оркестра, во главе с Евгением Мравинским находившегося в эвакуации, увидеть богатейшую палитру музыкальной жизни и в блокированном Ленинграде, и в тыловом Новосибирске", - рассказывает Юлия Кантор, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН.

Проект, который завершится в 2025 году, разделен на три этапа. В целом в реставрации будет находиться более 700 афиш, а также пригласительных билеты и программки.

Сейчас реставраторы СПб ИИ РАН занимаются восстановлением 75 афиш, относящихся к периоду пребывания оркестра Филармонии во главе с Евгением Мравинским в эвакуации. В них - Чайковский соседствует с Брамсом, Глазунов - с Вагнером, Шостакович - с Шубертом… Уже отреставрировано около двух десятков афиш, 15 программок и пригласительные билеты на первое исполнение Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича в Новосибирске.

Работа осуществляется специалистами по реставрации и консервации памятников письменности Научно-исторического архива СПбИИ РАН, хранящего документы VII-ХХ вв. Через бережные руки реставраторов, имеющих большой опыт исследования и восстановления документов различных эпох, проходят пожелтевшие хрупкие листы, некоторые находятся в руинированном состоянии. После всех предреставрационных исследований афиши обеспыливают, промывают в огромной ванне с проточной водой, а наиболее хрупкие - на вакуумном столе с использованием современных технологий реставрации, затем миллиметр за миллиметром специальным шпателем и валиком исправляют загибы, заломы, трещины, подклеивают и укрепляют основу. На реставрацию одной афиши уходит примерно от 7 до 10 дней.

В конце июня "звучащие" свидетельства военной поры вернутся в Музыкальную библиотеку Петербургской Филармонии. "Начало проекта связано с именем Евгения Мравинского - крупнейшей фигуры в истории музыки, - отмечает Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской Филармонии, - В начале июня исполнится 120 лет со дня рождения дирижера, этой дате будет посвящена большая выставка, связанная с жизнью и творчеством Евгения Александровича. Конечно, в экспозицию войдут копии афиш его выступлений, в том числе - афиш концертов в эвакуации, отреставрированных Санкт-Петербургским институтом истории РАН". И на реставрацию приедут афиши блокадного времени, их около двухсот. Они позволяют реконструировать картину повседневности оркестра Ленинградского радиокомитета во время блокады, дают возможность проследить репертуарную политику, а если говорить шире - в буквальном смысле увидеть роль культуры в тяжелейшее для страны время.