«Место встречи изменить нельзя»: история создания советского блокбастера
Захватывающие погони, хитрые засады, эффектные драки – когда эту картину впервые представили зрителям, казалось, вся страна прильнула к экранам. Отмечалось, что в часы показа нового детектива на улицах снижалась преступность, пустел общественный транспорт, значительно уменьшался расход коммунальной воды. Многосерийный боевик произвел настоящий фурор и почти сразу же стал классикой отечественного кино. Однако громкому успеху ленты предшествовал долгий и отнюдь не простой период съемок. 10 мая, ровно 45 лет назад, началась работа над культовым фильмом «Место встречи изменить нельзя». В честь этой даты MIR24.TV собрал несколько любопытных фактов о том, как создавался кинохит, полюбившийся многим поколениям.
Инициатива Высоцкого
Не секрет, что в основе легендарного кинополотна лежит роман «Эра милосердия». В нем авторы братья Вайнеры увлекательно повествуют о борьбе московской милиции и прокуратуры с преступным миром. Книга вышла в свет в 1976 году. Первые экземпляры прозаики решили раздать своим знакомым, среди которых было много актеров и режиссеров. Так детектив попал в руки к Владимиру Высоцкому. Вскоре артист заявился к авторам, чтобы «застолбить» себе роль главного героя. Уже тогда талантливый бард понял, что это произведение достойно зрелищной экранизации.
Позже с такой же идеей к Высоцкому обратился и режиссер Станислав Говорухин. Знаменитый поэт поспособствовал тому, чтобы кинематографист познакомился с авторами книги и получил права на ее адаптацию. Благодаря звездному исполнителю набралась и большая часть актерского состава для будущего блокбастера. Владимир Высоцкий привел на съемки Всеволода Абдулова, Ивана Бортника, Виктора Павлова и Александра Белявского.
Пробы без шансов
Сам же Высоцкий получил заветную роль Глеба Жеглова практически без проб. Чтобы у худсовета не возникало сомнений насчет его кандидатуры, Говорухин пошел на хитрость. Он пригласил на кастинг несколько других претендентов, которые никак не могли соперничать с любимцем публики.
При этом режиссер честно предупредил актеров: «Шансов у вас никаких, это роль Высоцкого. Просто нужен конкурс». Результат оправдал ожидания – начальство быстро утвердило Владимира как главного исполнителя.
Впрочем, в таком исходе нисколько не сомневались авторы книги. При подготовке сценария они даже решили полностью изменить образ главного героя. В оригинальном произведении начальник отдела по борьбе с бандитизмом – высокий плечистый красавец, которому всего 26 лет, а Высоцкий – совсем другой мужской типаж. Позже создатели сюжета объяснили это тем, что ключевое в их персонаже – не внешность, а внутренняя энергия.
Творческие разборки
Вопреки собственному энтузиазму на начальном этапе работы, в первый же съемочный день Владимир Высоцкий сделал неожиданное заявление. Артист отвел в сторону режиссера и сообщил, что не готов потратить год жизни на эту роль. К счастью, тогда Станиславу Говорухину все же удалось убедить звезду остаться в проекте, пообещав сделать график съемок более гибким. «Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер», – заметил впоследствии кинематографист.
Однако на этом прения между актером и режиссером не закончились. Музыкальное оформление картины вызывало самые жаркие споры в их творческом тандеме. Согласно сценарию, герой Высоцкого должен был петь в каждой серии. При этом руководитель проекта предлагал барду композиции Вертинского и отказывал ему в исполнении собственных песен. Говорухин считал, что авторские песни разрушат образ Жеглова. Естественно, певец обижался на него. Возникали ссоры. Однажды это привело к тому, что Владимир бросил все и уехал. В итоге несколько сцен пришлось снимать без него, но позже артист все-таки вернулся на съемочную площадку.
Тяжелее всего работа с Высоцким давалась актеру Владимиру Конкину. Причем изначально исполнитель роли Шарапова считал себя верным поклонником звезды и был счастлив, узнав, что будет его напарником. Однако менторский тон исполнителя, вспыльчивость и резкость замечаний разбили иллюзии молодого актера.
Между коллегами то и дело вспыхивали конфликты. В какой-то момент Конкин чуть не сбежал со съемок, но в конце концов остался. Кстати, фильму эти разборки совсем не навредили. Наоборот, стычки двух муровцев – Жеглова и Шарапова – в кадре выглядят предельно натурально.
Другие роли
В отличие от главного персонажа фильма, исполнитель роли его напарника нашелся не сразу. Сыграть Шарапова хотели Александр Абдулов, Сергей Никоненко, Евгений Леонов-Гладышев, Юрий Шлыков и многие другие. Братья Вайнеры прочили эту партию Евгению Герасимову, однако тот отказался из-за занятости в другом проекте. Тогда Станислав Говорухин предложил попробовать небезызвестного Кузнечика из ленты «В бой идут одни «старики» – Сергея Иванова. Но он тоже не смог. В результате, к большому разочарованию Вайнеров, Шараповым стал Владимир Конкин. Протестуя против этого решения, авторы произведения попросили убрать их фамилию из титров.
Самым многочисленным по числу претендентов оказался кастинг на главную женскую роль. Сыграть Варю хотели аж 12 актрис! Среди желающих была, например, Ольга Науменко, известная как невеста Лукашина из «Иронии судьбы». Замолвить словечко за свою супругу пытался и Владимир Высоцкий. Однако против Марины Влади выступил худсовет. По мнению чиновников, сержантом Синичкиной могла стать только актриса с безупречной репутацией, а француженка Влади совсем не соответствовала эталону «советской гражданки».
Примечательно, что в оригинальном сценарии Варя Синичкина должна была погибнуть в конце фильма. Избежать трагического развития сюжета помогло вмешательство руководства Гостелерадио. Советскому начальству не нравилось, когда на экране погибали положительные персонажи, это и «спасло» героиню от печальной участи.
На роль Вари также приглашали и Ларису Удовиченко, но та заявила, что этот образ ей совсем не интересен. Зато актриса захотела попробоваться на роль Маньки Облигации. В итоге эта работа стала чуть ли не визитной карточкой артистки. После фильма Удовиченко стали заваливать письмами из тюрем, в которых она читала: «Не горюй! Выйду – моей будешь!» А однажды один из освободившихся поклонников даже заявился к ней домой. Чтобы выпроводить ухажера, пришлось вызывать полицию.
Тем временем Станиславу Садальскому довелось подружиться с одним из криминальных авторитетов. Актер блестяще воплотил на экране колоритного персонажа Кирпича, прототипом которого был реальный вор-карманник Александр Прокофьев, больше известный под кличкой Шора. После премьеры знаменитый преступник дважды присылал артисту дорогие подарки в знак благодарности.
Судьба фильма
В режиссерской версии фильма получилось отснять семь полноценных серий, однако стараниями цензоров повествование сократилось до пяти эпизодов. Не вошедший материал попал в архив Одесской киностудии, однако сегодня эти кадры, к сожалению, числятся утерянными.
Первый показ картины планировалось приурочить к празднику, Дню советской милиции, который отмечался 11 ноября. Но в какой-то момент трансляция оказалась под угрозой. На предварительном показе высшее милицейское начальство возмутилось: «Вы что, хотите, чтобы вся страна неделю говорила только о ворах и проститутках?» К большому везению кинематографистов, эта неоднозначная реакция не вылилась в конкретный запрет, поэтому премьера благополучно состоялась.
После эфиров картину ждал колоссальный успех у зрителей. Правда, несмотря на всеобщее признание, сериал не получил наград. Тем не менее создателям «Места встречи изменить нельзя» вручили почетные грамоты от министра внутренних дел СССР. Отдельного внимания удостоили исполнителя роли Жеглова. За эту работу Владимир Высоцкий был посмертно удостоен Государственной премии СССР 1987 года.