Летят повестки...
Напомним, что Виктор Розов, сам участник Великой Отечественной войны, написал свою пьесу в 1943 году. 80 лет назад он рассказал о своем поколении! А получилось, что и о нас сегодняшних! Россия снова ведет боевые действия, и снова кто-то становится героем, а кто-то – трусом... И снова актуально до дрожи звучат вот такие реплики героев: "И вообще мне опротивела эта война! Кричали – скоро кончится, месяца четыре, полгода! А ей конца-края нет". "Кстати, вы были на последней выставке в Третьяковке? – Серова? Да-да…" "Жить назло всем бомбам…" Понятно, что спектакль Малого, как говорится. датский. Ко Дню Победы. Но внезапно он получился совсем не банальным, сводящим скулы, не дежурно-ритуальным, а пронзительно-искренним. Интонация здесь решает все. Плюс алхимия двух видов искусства — театрального и кинематографического. Ведь здесь не только артисты играют — на экране позникает и пронзительная хроника и военных лет, и наших дней — Бессмертного полка, например. Плюс стихи Арсения Тарковского. Плюс Марк Бернес с той самой песней о журавлях... Оказалось, что давно известная нам история добровольца Бориса Бороздина и его любимой Вероники-Белки не покрылась нафталинной пылью, а звучит весьма современно. Это в полной мере почувствовали зрители, устроившие создателям спектакля на премьере невероятные долгие овации "со слезами на глазах". Для Андрея Житинкина эта работа очень личная: - Два мои деда не вернулись с войны… Эта пьеса для меня – и приношение нашим близким, дань памяти тем, кто погиб. Но наш спектакль не об окопах, а о том, что ломает война в душах человеческих. Это метафора памяти. Только любовь помогает выжить в условиях войны и не потерять себя. Сегодня очень важно подарить зрителям надежду… В спектакле заняты и мастера Дома Островского, знаменитые народные (в роли Бороздина — Александр Клюквин, в роли его матери — Людмила Полякова, в роли приспособленца Чернова — Владимир Носик), и молодые дебютанты — в том числе ученица Юрия Соломина Варвара Шаталова в роли Вероники. Для нее это первая главная роль. Харизматичного мужественного Бориса сдержанно и тонко играет красавец Андрей Чернышов, вернувшийся в родной театр после теле-кино гастролей. Сценография тут достаточно лаконичная, если не сказать аскетичная (художник-постановщик Андрей Шаров). Превалирует в палитре белый свет — даже на абажуре, что конечно, несколько странно. Впрочем, герои ведь работают в больнице и такая стилистика также некий намек. Все очень условно: стен и зданий за символическими окнами нет, только небо — то серое, но пронзительно голубое. Спектакль, получился, конечно, традиционный, в духе Малого театра. И это, думается, правильно. Редкий для московской сцены, принципиально бесхитростный, без "двойного" или "тройного" дна. Без "фиги в кармане" — ни тебе абсурда, ни авангарда. Зато полный особенной энергетики — памяти и благодарности нашим отцам и дедам. А также – философии и психологии, как и положено Дому Островского. - У нас здесь на сцене стопроцентное психологическое проживание! – радуется Андрей Житинкин. – На наш спектакль можно прийти семьёй, и я рад, что приходит очень много молодёжи. Режиссер отмечает важный момент: - Наш спектакль говорит одну бесхитростную, но очень серьезную вещь. Что война никого не обойдёт. Она заденет каждого косвенно или не косвенно… Война – это момент выбора истины. Кстати, для многих молодых сегодняшних финал конфликта и его разрешение драматургом Виктором Розовым будет откровением. Финальный монолог Вероники для меня очень важен. Она, прямо глядя зрителям в глаза, спрашивает нас: "И как мы будем жить?". Вопрос остается открытым.