Почему мы так любим сказки советских режиссеров
Признаюсь, я, в отличие от своих сверстников, не очень разбиралась в мультфильмах Диснея, зато могла рассказать все о Василисе Прекрасной, Марье-искуснице, Варваре-красе, Садко или Кощее Бессмертном. И в «Золушке», как это ни странно для ребенка, я с нетерпением ждала не перевоплощения главной героини в принцессу и появления Феи-крестной, а финального монолога Короля — того самого, где он говорит о том, что никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, а сердце большим. Даже пересматривая эту сказку сейчас, на этом моменте я не могу сдержать наворачивающихся слез — не то от воспоминания об ушедшем детстве, не то от того, насколько трогательно из уст смешного, неуклюжего Короля звучит эта мысль, подводящая итог волшебной истории.
Вообще, в любую советскую сказку режиссеры умели настолько ненавязчиво вплести в историю о царевнах и Иванах-дурачках серьезные мысли, что эти «уроки нравственности» никогда не казались нарочитыми. Незаметно для самых маленьких зрителей в их головах откладывались те истины, которые помогают и взрослому человеку быть честным, помнить, что счастье приходит к тому, кто живет с открытым сердцем и проходит огонь, воду и медные трубы смело.
А еще, например, в сказке «Садко» герой говорит о том, что странствовать в далекие края интересно, но все же «нет ничего краше земли родной», помимо прописных истин, говорит и о патриотизме.
Ценность этих прекрасных сказок, на которых уже выросло не одно поколение, заключается не в том, что они развлекали зрителя перевоплощениями в юношу с головой медведя или из замарашки в красавицу, а в том, что в них были заложены жизненные уроки, смысл которых актуален и в наше время. Да, спецэффекты, доступные кинематографистам в 1940-х годах, уже давно устарели и могут нам казаться наивными, но все же важно помнить, что главное в этих фильмах не развлечение, а заложенные смыслы.
Возможно, современным режиссерам детских фильмов стоит пересматривать эти сказки, чтобы увидеть, как важно в них закладывать подтекст, который считывается между строк и, пусть неосознанно, откладывается в сердце и разуме намного сильнее, чем искусно нарисованные полеты и битвы волшебников.
Мне очень хочется, чтобы так же, как и Александр Роу, Михаил Шапиро и Александр Птушко, которые подарили нам все эти фильмы, современные режиссеры тоже следовали заветам классики, и тогда, возможно, добрые молодцы разгадают все намеки, а нравственный камертон внутри каждого из нас будет настроен верно.