В Москве открылась выставка, рассказывающая об истории российского комикса

В парке "Зарядье" открылась выставка "Комикс Миссия" - первое большое исследование истории возникновения российского комикса.

В Москве открылась выставка, рассказывающая об истории российского комикса
© Российская Газета

Кто думает, что комиксы появились с расцветом журналов "Веселые картинки", будет удивлен. В России комиксы ведут свою историю с ярмарочного театра - райка. А вообще художники-комиксисты даже наскальные рисунки записали в протокомиксы. Сюжет есть - к примеру, сцены охоты, переходящий из серии в серию герой - тоже. Значит, комикс своего времени. Ведь человек сначала научился рисовать, а потом сочинять сказки и мифы. Полную историю комикса можно узнать в медиацентре парка "Зарядье". Мы выбрали пять экспонатов, которые помогут начать разбираться в модном жанре на стыке художественного искусства и литературы.

1. Раек - предтеча комиксов

Раек - так назывался короб с картинками и увеличительным стеклом, который возили на ярмарки - своего рода телевизор конца XVIII - начала XIX века. А в основу его положен комикс. Ведь вращающиеся картинки - это лубок, уходящий корнями в век XVI: пейзажи городов, иллюстрации пословиц, забавные ситуации из бытовой жизни, а к ним текст или молитва, или былина, или даже новостная сводка, например, о потерях в Русско-турецкой войне. Лубок всегда был остроактуальным. "Как мыши кота хоронили" - знаменитая язва-сатира на Петра I: нетрудно догадаться, кто был изображен на картинках в роли кота.

Фото: Wikipedia

2. Комикс "Майор Гром"

Одна из самых культовых серий современных комиксов, публиковавшаяся с 2012 по 2017 год. История майора МВД Игоря Грома в альтернативном Петербурге получила продолжение в не менее популярной киноверсии. Идеальный положительный герой расследует не только загадочную гибель врачей от рук маньяка по прозвищу Чумной Доктор, но даже спасает от покушения королеву Великобритании. И разоблачает банду грабительниц, маскирующихся под знаменитых диснеевских принцесс - Ариэль, Жасмин и Золушку.

3. Журнал "Сверчок"

Детский сатирический журнал "Сверчок" с подзаголовком "Веселые картинки для маленьких ребят" издавал поэт Николай Олейников. От других журналов он отличался преобладанием картинок над текстом. В журнале выходили стихи Даниила Хармса, Самуила Маршака, Сергея Михалкова. Но в 1937 году его закрыли, а Олейникова арестовали и впоследствии расстреляли. Сатирические стихи, которые он публиковал под 11 псевдонимами, в том числе "Мавзолей Ленина", не нравились многим. В 1956 году начал выходить потомок "Сверчка" - "Веселые картинки". А в 1957-м Олейникова и вовсе реабилитировали.

Фото: Пресс-служба ГАУК г. Москвы "Парк "Зарядье"

4. "Поэты Серебряного века: графический роман"

"Меня зовут Гуми-Лев" - так называется одна из частей комикса о поэтах Серебряного века. Графическая история начинается с расстрела поэта Николая Гумилева и продолжается на 60 страницах авторских иллюстраций. Путешествие по биографии знаменитого поэта продолжается в Африке, куда он бежал, как считают многие, от несчастной любви, а не только с исследовательскими целями. Его супруге посвящен другой комикс "Ахматова. 6 историй". О литературе можно говорить языком комикса, уверен автор идеи этой серии, заведующий комикс-центром московской SMART-библиотеки имени А. Ахматовой Андрей Дроздов. Когда у него спрашивают, как относиться к тем, кто считает комиксы "недокнигой", он отвечает: "Не вижу в комиксах навязанную историю. В их основе - наше обычное желание наслаждаться картинками. Ведь как мы в детстве знакомились в буквами - в букваре с помощью картинок".

Фото: Аскольд Акишин

5. Советские диафильмы

Нет среди нынешних 30-летних тех, кто с нетерпением не ждал домашнего просмотра диафильмов, когда родители выключали в комнате свет, натягивали простыню или экран на свободную стену, включали проектор и доставали коробочки с пленкой. На пленке - короткометражный фильм, сотканный из 20-50 кадров-картинок, объединенных одной темой. Диафильмы - это комиксы, только на пленке. Как в тех же "Веселых картинках", в них мало текста, но много ярких и талантливых иллюстраций. Сейчас самой большой коллекцией оцифрованных диафильмов обладает Российская государственная детская библиотека.

Фото: Центр комиксов и визуальной культуры РГБМ