О своем пути в музейном деле рассказала вологжанам Марина Критская
Марина Валерьевна является руководителем выставочного комплекса «Вологда на рубеже XIX–XX вв.» («Дом купца Самарина»). В преддверии Международного дня музеев, который отмечают сегодня, 18 мая, вологжанка рассказала землякам о своей профессии. Встреча «Я — профи. Музейное дело» прошла в рамках клуба общения «Живи своей жизнью».
Родилась Марина Критская в Вологде, окончила факультет истории Вологодского педагогического института.
«Поскольку я была городской девочкой, до дрожи боялась деревни. Мне всегда казалось, что и родственников у меня там никогда не было, мы всегда жили в городе. Позднее оказалось, что были. Возвращаясь к институту — у нас тогда еще было распределение. И когда оно пришло, я попросила отправить меня в Мурманск-60. Мне там очень нравилось: красивые озера, свежий воздух, и я бы оттуда не уехала, если бы позволило здоровье», — рассказывает Марина Валерьевна.
В 1996 вологжанка вернулась в родной город, устроилась на работу в вечернюю школу, но вскоре поняла, что это направление нужно менять. Никогда не думала, что будет работать в музее. Но когда в 2004 году увидела объявление о вакансии в архитектурно-этнографическом музее «Семёнково», изменила свое мнение.
«Когда я пришла знакомиться с коллективом, меня встретила Наталья Олеговна Киршина, которая всего лишь год до меня работала в музее, я поняла, что передо мной невероятно творческий человек. День собеседования я запомнила на всю жизнь! Со мной никогда такого не происходило. У меня в голове била мысль: я хочу работать в музее, именно с Натальей Олеговной. Мне та мысль не давала покоя, я не знала, куда себя деть. Каково было мое удивление, когда мне вечером позвонили и сказали, что меня утвердили, — помню это ощущение, я готова была прыгать до потолка», — вспоминает Марина Критская.
На протяжении семи лет Марина Валерьевна строила экспозиции, разрабатывала темы, новые концепции в Семёнкове. Руководителем в музей «Дом купца Самарина» она пришла в 2011 году. Сейчас ее работа больше касается организации процесса, но она не менее интересна для вологжанки. Во время беседы руководитель рассказала о том, что в свободное время любит слушать музыку, а также о многих важных в жизни моментах.
«Нужно слушать свою интуицию. Это то, чего нам не дают в детстве. Когда ты умеешь слушать себя, прислушиваться к себе, этот внутренний голос служит разумным решением и подсказкой. Иногда сложившиеся в обществе взгляды могут помешать сделать правильный шаг. Но я его сделала, когда пришла в музей», — признается вологжанка.
На мероприятии был показан фильм Алексея Черемушкина «Деревянное прошлое» о музее «Семёнково», одной из героинь которого является Марина Критская.
«У нас прошла первая встреча в рамках мероприятий клуба "Живи своей жизнью". На этих встречах мы будем знакомиться с людьми определенных профессий, достигших прекрасных результатов. Эти встречи как профориентационные мероприятиях, на которых хорошо бы присутствовать выпускникам. Но поскольку на этих встречах мы будем говорить не только об успехах в профессии, но и о личных качествах, то эти встречи будут интересны каждому», — сказала руководитель клуба Ирина Бурхаева.
Добавим, Марина Критская стала победителем номинации «Культура участия» конкурса «Музей 4.0», который проводил Благотворительный фонд Владимира Потанина. Ее проект «Прошло 100 лет. Мы изменились?» основан на дневнике вологодской гимназистки Лизы Измайловой. Итог проекта — выставка о жизни и поиске себя молодыми людьми в музее «Вологда на рубеже XIX–XX вв.». Марина Валерьевна рассказала, что тоже ведет дневник, но несколько по-иному, не как Лиза, — скорее, это практика благодарности, а также способ быть «здесь и сейчас».