"Очень простая история": затеяли сыграть квинтет
Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 42-я
Одна из визитных карточек ТЮЗа — спектакль "Очень простая история" (12+) 2007 года, поставленный главным режиссером Владимиром Чигишевым. Действие происходит в деревне. Он — сын алкоголика, она — дочь богатого соседа, у них будет ребенок. А еще здесь действуют очень правильные животные.
Мушка, Зорька, Сестричка, Крепыш и Петя
Премьера спектакля прошла в апреле 2007 года. Годом ранее Чигишев поставил в театре "Ромео и Джульетту" с Иреком Галлямовым и Светланой Косульниковой в главных ролях, перенеся действие в наше время. Поэтому новую работу называли уже деревенской вариацией на тему.
Сюжет прост до невероятности. Есть Леша (Арсений Курченков) и Даша (Ольга Лейченко). У первого — отец-пьяница, он же Сосед (Роман Ерыгин), у нее — зажиточный батя, он же Батя (Сергей Мосейко/Василий Фалалеев). Старшие друг друга терпеть не могут, младшие размышляют, стоит ли им рожать ребенка.
А беспокоит это животных. Главное место действия — хлев у отца Даши, в котором живут свинья Мушка (Елена Калаганова/Елена Синицына), корова Зорька (Елена Ненашева/Гузель Шакирзянова), лошадь Сестричка (Зоя Петрова), пес Крепыш (Алексей Зильбер/Евгений Быльнов) и петух Петя (Ильфат Садыков).
Артистам ТЮЗа не привыкать изображать животных. Но тут они играют другие роли. Петух, скажем, много слушает радио и сыплет фразами типа: "Мораторий, эмбарго, территориальная целостность, импичмент, секвестирование, дилер...".
А Свинье, к примеру, принадлежит одна из ключевых реплик: "Людей в раю мало — все больше животные. Потому что люди грешные…". Хлев — безусловно, образ библейский.
Оформлял хлев штатный художник ТЮЗа Ленар Гильмутдинов. Хореографией занималась Людмила Чигишева.
Немного всепрощения, немного колеса сансары
Ладо работала на киностудии имени Довженко, потом училась на сценарном факультете ВГИКа у Леонида Нехорошего, пришедшего в вуз после работы редактором на "Мосфильме". Кроме пьес, написала совместно с Семеном Малковым два сезона сериала "Две судьбы". К 2007-му ее "Очень простая история" уже стала очень популярной, поставленная в 40, если не больше, театрах. Когда к ней приступил Чигишев, ее собирались ставить и в других театрах республики. В июне ее вновь покажут в челнинских "Мастеровых" (режиссер — Валентин Ярюхин).
Спектакль не обходится без жертв, порой спорных, но, видимо, автору показалось, что путь нравственного исправление героев — это не тот вариант, по которому стоит строить сюжет.
К тому же сама по себе пьеса, если не учитывать современные реалии, очень архаична. Получается, что зажиточный Хозяин — это злой кулак, а вот его сосед — душевнейший человек. Что все можно понять и простить. Буддизм, христианство и язычество смешались в этом тексте.
Остается загадкой, чем цепляет эта пьеса режиссеров до сих пор. Возможно, им нравятся притчи. Или антропоморфные герои, которых можно смешно подать. Вероятно, так проявляются их представления о деревне, как о неком заповедном месте, в которое они никогда не вернутся, потому что — институт, театр, сдача спектакля.