Войти в почту

За что хвалят фильм «Убийцы цветочной луны»

На Каннском фестивале прошла премьера новой картины живого классика кино Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны».

Этот эпический трехчасовой гангстерский вестерн по реальным событиям рассказывает о серии жестоких убийств коренного населения Северной Америки, организованных в 1920-х по заказу нефтяных корпораций, а главные роли в нем сыграли Лили Глэдстоун, Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро.

«Лента.ру» собрала высказывания зарубежных критиков, уже провозгласивших «Убийц» лучшим пока фильмом года.

«Тонкая моральная грань, по которой Ди Каприо убедительно ходит целых три часа»

В Фэрфаксе, Оклахома, трагедия пустила метастазы — здесь годами умирают мужчины и женщины, принадлежащие к коренному племени осейджей. Кроме расы, жертв объединяет кое-что еще — все они были в браке с белыми, которые теперь унаследуют их права на найденную осейджами на этой земле нефть. Эрнест Буркхардт (Леонардо Ди Каприо) возвращается в Фэрфакс после Первой мировой войны. Его встречают как героя, хотя на фронте Эрнест вообще-то был лишь поваром. Теперь же собирается стать таксистом — обещал пристроить влиятельный дядя Уильям Хэйл (Роберт Де Ниро). Хотя Хэйл изображает из себя большого друга осейджей, на деле он — расчетливый манипулятор, готовый на все, чтобы сделать себя еще богаче. Он подталкивает простофилю Эрнеста к тому, чтобы остепениться и создать семью со свободной и обеспеченной Молли (Лили Глэдстоун). Любит ли Эрнест Молли по-настоящему или он просто идиот (а то и негодяй) — тонкая моральная грань, по которой Ди Каприо ходит следующие три часа экранного времени.

© Кадр из фильма

Стоит сказать, что у Молли диабет (приговор в начале ХХ века), и она одна из многих осейджей, страдающих от болезней, которые принесла их интеграция в белое общество. Мы видим других коренных американцев глушащими депрессию алкоголем, унынием или насилием, часто спровоцированным расистскими выходками белых. Мало кто из осейджей доживает до пятидесяти, и этот медленный институциональный геноцид — осуществляемый руками врачей, шерифов и патологоанатомов — остается без внимания властей. Хэйл ускоряет упадок осейджей, когда обращает свой взор на богатство Молли и ее родных. На протяжении следующего часа Фэрфакс ждет серия кровавых убийств, к которой Хэйл и Эрнест будут иметь самое прямое отношение, демонстрируя, каким порой бывает подлинное зло.

«Это в первую очередь история одного брака»

Будет заманчиво сказать, что «Убийцы цветочной луны» — попытка Скорсезе снять вестерн, и по некоторым впечатляющим пейзажам, особенно в начале фильма, легко почувствовать, как режиссер заворожен бескрайними просторами и беззаконным неистовством этого мира. В то же время сюжет очевидным образом вполне подходит для еще одного гангстерского эпоса в карьере режиссера, ими прославившегося. Но перенося на большой экран нонфикшн-бестселлер Дэвида Гранна, выходивший в печать с подзаголовком «Убийства осейджей и рассвет ФБР», Скорсезе и его сценарист Эрик Рот сместили фокус истории и углубились чуть дальше в прошлое — чтобы показать зарождение отношений между Молли Браун, девушкой из большой и богатой семьи осейджей, и Эрнестом Буркхардтом, ветераном Первой мировой, приехавшим в город работать на своего дядю, местного крестного отца Уильяма Хэйла.

При всем своем экстравагантном хронометраже (3 часа и 26 минут!), уроках большой истории и контексте Дикого Запада, с появлением современных сил правопорядка постепенно уходящего в прошлое, «Убийцы цветочной луны» оказываются, по сути, в первую очередь такой элементарной и такой сложной в исполнении вещью, как история одного брака.

Конечно же, это история трагическая и болезненная.

«Фаворит гонки за звание лучшего фильма года»

Ди Каприо мастерски играет с двусмысленностью своего персонажа, ухитряясь передать и коварство Эрнеста, и его горемычность. Де Ниро не менее эффектен в роли махинатора, который не видит никаких противоречий между своим уважением к осейджам и их традициям — и желанием их уничтожить. Но их обоих затмевает Лили Глэдстоун. Сама принадлежащая к коренному населению Америки актриса (известная ролью в «Некоторых женщинах» Келли Райхардт) — настоящее откровение: она придает Молли мощное благородное спокойствие, светлость, а затем и ярко выраженную муку. Даже когда она молчит, ее взгляд и почти незаметное движение бровей говорят больше многих слов. Когда же она заговаривает, все остальное и все вокруг уходят на второй план.

© Кадр из фильма

В 2024-м Лили Глэдстоун почти гарантированно ждет номинация на «Оскар». А то и вовсе победа.

И это вряд ли будет единственная статуэтка «Убийц цветочной луны». Они уже выглядят фаворитом гонки за звание лучшего фильма года — и должны также быть награждены за завораживающую операторскую работу, роскошные декорации и дотошные в плане исторического соответствия костюмы. Все это помогает создать мир, выглядящий многослойным, настоящим. Мир, в котором хочется провести время.

«История, какие Скорсезе по-прежнему рассказывает лучше всех»

Это сложный замысел даже для такого одаренного и размашистого режиссера как Скорсезе.

Его талант рассказывать абсолютно любые истории здесь противоречит его собственному признанию, что история осейджей принадлежит не ему. Поэтому — к лучшему или к худшему — Скорсезе превращает «Убийц цветочной луны» в такую историю, какие он по-прежнему рассказывает лучше всех: об алчности, продажности и истерзанной душе страны, которая родилась из веры, что она принадлежит всем, кто достаточно дерзок, чтобы заявить на нее права.

«Врожденная жестокость целой страны»

То, что происходит в Фэрфаксе, это геноцид в миниатюре, через историю которого Скорсезе высказывается обо всем контексте переселения и истребления коренных американцев. В отличие от некоторых других его гангстерских картин, «Убийцы цветочной луны» никогда не кружат зрителю голову насилием. В некоторых сценах есть кинетическая энергия, но чаще всего этот фильм ощущается таким же серьезным и вдумчивым, каким было «Молчание», тихий эпос Скорсезе о крайностях веры.

И тем не менее к своему финалу «Убийцы цветочной луны» успевают громко высказаться о бесконечном ужасе колониализма, его жутком и катастрофическом влиянии.

© Кадр из фильма

[...] Скорсезе держит зрителя на некотором отдалении — мы не получаем глубоких психологических портретов ни Эрнеста, ни Уильяма. Но, возможно, в этом и смысл. Обыденный характер убийств, аморальная легкость, с которой они совершались, не могут быть адекватно показаны с помощью психологизации злодеев. Речь здесь все-таки идет не об Эрнесте Буркхардте или Уильяме Хэйле, а о типично американском паттерне, врожденной жестокости целой страны.