Войти в почту

Рихард Вагнер: 210 лет со дня рождения

22 мая 2023 исполнилось 210 лет со дня рождения Рихарда Вагнера (1813-1883), пожалуй, самого ненавидимого и обожаемого композитора в истории музыки. Сложно назвать сферу искусства, на которую не повлиял его гений. В музыке – Вагнер предложил корпус новых теоретических идей, новый подход к дирижерской практике и перезагрузку оперного жанра, настолько масштабную и радикальную, что следующее поколение композиторов определяло себя по отношению к Вагнеру – pro et contra. В литературе – вдохновил символистов на поиски соответствий между музыкой и словом, а Джойс применял вагнеровскую лейтмотивную технику при написании текстов. В кинематографе – вся киномузыка до сих построена на системе лейтмотивов и звучании вагнеровского оркестра, а голливудские супергеройские эпопеи во многом опираются на гигантизм «Кольца». В живописи – идея тотального произведения искусства вдохновила эксперименты Кандинского… Настолько масштабный персонаж требует либо многотомного труда (коих уже издано и издается в избытке), либо кратких афоризмов. Пойдем по второму пути, собрав высказывания о Вагнере современников и потомков. «Часто и справедливо говорят о гипнотизирующей, обвораживающей силе музыки Вагнера. Ни один композитор до Вагнера не обрушивался на слушателя таким водопадом звуков, такой широчайшей рекой гармонии, такими пронзающими мелодиями». (Анатолий Луначарский) «Прошлой осенью я сознательно и с любопытством поставил опыт, чтобы узнать, как я теперь отношусь к музыке Рихарда Вагнера. Как же мне претит эта пасмурная, душная и прежде всего лицедейская и претенциозная музыка! Это музыка неудавшегося композитора и человека, но при этом – тут я готов поклясться – великого актера». (Фридрих Ницше) «Двадцать раз в день он бросается ко мне на шею, катается по полу, ласкает свою собачку Пепса и беспрестанно говорит глупости… Это большая подавляющая личность, какой-то Везувий, который, играя с огнем, выращивает на своей поверхности кусты сирени и роз». (Ференц Лист) «Вагнер – глупый, балаганный скоморох, бездарный шут и чучело гороховое. Все это так глупо, балаганно, что удивляешься… тысячи квазиобразованных людей сидят и внимательно слушают, и смотрят, и восхищаются…» (Лев Толстой) «Вагнер – второй, после Бетховена, зачинатель нового дионисийского творчества и первый предтеча вселенского мифотворчества… Над темным океаном Симфонии Вагнер чародей разостлал сквозное златотканое марево аполлонийского сна – Мифа». (Вячеслав Иванов) «Музыка надолго сохранила след вагнеровской хватки, некую лихорадку, неизлечимую у всех, кто надышался ее болотных испарений». (Клод Дебюсси) «Богатство [музыки Вагнера] слишком обильно; беспрестанно напрягая ваше внимание, он, наконец, утомляет его, и в конце оперы, особенно в “Гибели богов”, усталость эта доходит до того, что музыка перестает быть для вас гармоническим сочетанием звуков, – она делается каким-то утомляющим гулом. <…> Это – музыкальная Демьянова уха, которая очень скоро порождает ощущение пресыщенности». (Петр Чайковский) «В Байрейте музыкальные драмы исполняются так, что напоминают серьезные парламентские дебаты, причем изложение поэтической темы приобретает все качества хорошей речи на тему о бюджете». (Бернард Шоу) «После „Лоэнгрина“ у меня трещала голова, как будто я „продумывал миры“ и всю ночь видел во сне гуся». (Милий Балакирев) «Мы Вагнера часто ругаем, а Вагнер силен, и силен тем, что щупает искусство и теребит его…» (Модест Мусоргский) Екатерина РОМАНОВА, «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись Рихард Вагнер: 210 лет со дня рождения впервые появилась Музыкальное обозрение.