Рецензия на сериал Евгения Сангаджиева "Балет" с Аллой Сигаловой и Федором Бондарчуком
После гастролей 1984 года прима-балерина Национального театра Рута Адамкуте так и не вернулась из Нью-Йорка в Москву: звонком посреди "Лебединого озера" ее предупредили о доносе и уголовном деле. На следующие 35 лет танцовища (Алла Сигалова), взявшая псевдоним Майерс, оборвала все контакты с родиной — и за этот срок дотянулась до статуса одной из главных деятельниц мирового балета. В 2021 году — все в том же Нью-Йорке — после премьерного показа очередной постановки хореографиня остается недовольна проектом, в сердцах отменяет его и вдруг соглашается на предложение директора Национального театра Игоря Корнеева (Федор Бондарчук) вернуться на родную сцену и поставить там спектакль. По приезде Майерс обнаруживает, что многое изменилось: бывший возлюбленный Андрей Пронин (Игорь Гордин) — теперь худрук, бывшая лучшая подруга Алла (Ирина Апексимова) — его жена, их сын Илья (Петр Райков) — премьер. Кое-что, впрочем, осталось прежним: вокруг Майерс сразу же находятся "важные люди", считающие необходимым объяснить ей, что в театре делать можно, а что нельзя. Учитывая некоторый производственный ад, через который прошел "Балет" с первого анонса двухлетней давности до возникновения на экранах, любопытно было бы выяснить, сколько этих самых монологов про "можно и нельзя" довелось выслушать его автору Евгению Сангаджиеву, дебютировавшему те же два года назад с вебкам-драмой "Happy End" с Леной Трониной. Какое-то их количество явно было, ведь снимать сериал начали еще в сентябре 2021-го с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. По итогам Дапкунайте в проекте не оказалось, но Пугачева на титрах осталась. А еще куда-то исчез вроде как заявленный на старте Джон Малкович. Надо полагать, три года назад "Балет" задумывался скорее идейным наследником "Happy End", еще одной телесной драмой о раскрепощении и поиске себя (в первых сериях Майерс и сама не знает, что будет ставить в Национальном). Но, выражаясь словами героя Бондарчука (который балет, по собственному признанию, не любит), с тех пор многое изменилось: и подход, и люди, и страна. На фоне этого сериал видится в первую очередь высказыванием политическим, а титр "2021 год" становится крайне важным уточнением. От смены главной актрисы "Балет" что-то потерял, но что-то, хочется верить, и приобрел. У Сигаловой, ясное дело, нет гравитации и магнетизма Дапкунайте, но ей меньше нужно вживаться в роль: несмотря на опыт в кино (советско-турецкий фильм-притча "Любовь моя, печаль моя", криминальная комедия "Небо в алмазах"), в первую очередь она — хореографиня и балетмейстерша с 40-летним стажем. Вместе с покойным супругом, худруком Театра имени Пушкина Романом Козаком они в принципе занимались примерно тем же, чем занимается героиня Сигаловой в "Балете", — освежением и модернизацией отечественного театра. Стоит ли говорить, что это как минимум страшно красиво: камера Игоря Киселева ловит безупречные движения (хореограф-постановщик — лауреат "Золотой маски" Владимир Варнава, в кадре его тоже можно увидеть) в безупречных декорациях (под Национальным театром подразумевается, понятно, Большой, "играют" его Большой снаружи и Михайловский с МАМТ внутри). Ответственным за успех, впрочем, тянет назначить именно Сангаджиева, который еще в "Happy End" продемонстрировал вполне очевидный талант, — тут он его лишь подтверждает (дебютный сериал слегка сдал к финалу, но точно не рухнул ниже взятой на старте планки). В отличие от недавно завершившихся "Актрис", снятых той же студией Бондарчука и Алексея Киселева "Видеопрокат" — и так же старающихся зафиксировать быт артистов, — "Балет" в первую очередь рассказывает историю, а не выдает за первоклассную работу бесцельный набор цеховых анекдотов и страшилок. Какую именно историю, пока неясно, но выяснить хочется совершенно точно. Понятно одно: с фамилией Сангаджиева в титрах на хэппи-энд надеяться не стоит.