Войти в почту

Почему в кинопрокате Кыргызстана преобладает западное кино

Новую программу поддержки культуры примут в Кыргызстане до конца года. Будут ли включены в нее меры по поддержке системы кинопроката?

Почему в кинопрокате Кыргызстана преобладает западное кино
© Российская Газета

Пан или пропал

До развала СССР в республике насчитывалось около 200 кинотеатров и кинозалов. После объявления суверенитета большая их часть была приватизирована, перепрофилирована или снесена. Так, на месте одного из крупнейших кинотеатров страны возвели мечеть.

Сейчас в Кыргызстане всего 15 кинотеатров. Почти все они частные, большинство их находится в Бишкеке, где им приходится выживать в жестких условиях рынка. А он диктует свои правила, в связи с которыми 70 процентов репертуара - продукция Голливуда. Фильмы от фабрики грез притягивают людей зрелищностью и спецэффектами.

- От контента зависит кассовый сбор, следовательно - доход кинотеатра, - рассказал корреспонденту "РГ" глава Ассоциации владельцев кинотеатров КР Алмаз Кайыпов. - Других источников заработка у нас нет. Но ведь такая ситуация наблюдается не только у нас. Сегодня голливудские фильмы преобладают во многих странах. Даже во Франции - стране, которая является родиной кинематографа и долгое время была лидером европейского кино. Сегодня она также отступает под напором американской фильмовой индустрии. На кинорынке этой страны национальные фильмы составляют всего 20 процентов. Что касается репертуара наших кинотеатров, то он полностью зависит от спроса, который формирует зритель. В подавляющем большинстве это молодежь, которая выросла на всякого рода трендах и комиксах. Следовательно, и вкус у них соответствующий.

По словам Алмаза Кайыпова, киноиндустрия США ушла далеко вперед, и догнать ее сегодня практически невозможно. Даже азиатские киногиганты не могут противостоять натиску Голливуда. Причем даже значительные финансовые вливания едва ли способны переломить ситуацию.

В кинопрокате присутствует и продукция кыргызских режиссеров. Правда, конкуренцию заокеанским кинолентам они пока составить не могут. По содержанию эти фильмы ближе к реальной жизни, в них больше позитива и чувственности, но вот с эффектами не очень. Хотя справедливости ради надо сказать, что работы кыргызских кинематографистов на международных кинофестивалях часто оказываются в числе призеров. Однако, если кинокритики и оценивают их высоко, то о зрителях такого сказать нельзя. То же можно сказать и о фильмах российского производства. Хорошие картины из РФ в кинотеатрах Кыргызстана - редкость. Последний раз с большим успехом в республике прошел показ фильма режиссера Дмитрия Дьяченко "Чебурашка".

Между тем в Ассоциации продюсеров кино и телевидения РФ пояснили, что они сотрудничают к кыргызстанскими дистрибьютерами, но предложения от последних поступают не так часто, как хотелось бы.

Как в кино

Теперь отбросим коммерческую сторону вопроса и обратимся к моральной. Психологи утверждают, что, даже несмотря на засилье интернета, кинематограф по-прежнему остается видом искусства, которое способно воздействовать на человеческую личность. Причем влияние это может быть как позитивным, так и негативным.

- Кино может послужить толчком для становления личности молодого человека, - пояснила корреспонденту "РГ" психолог Татьяна Акифьева. - Я видела выступление известного российского актера Дмитрия Певцова, который привел, на мой взгляд, впечатляющий пример. По его словам, после премьеры фильма "Офицеры" фраза "Есть такая профессия - родину защищать" стала девизом для многих парней. Конкурс на поступление в военные училища увеличился в пять раз. Сегодня же совершенно резонно возникает вопрос: чему учат голливудские страшилки? Если сейчас не позаботиться о том, чтобы жизнь детей была наполнена добром, любовью, честностью, то мы потеряем целое поколение. А пока наша молодежь живет с негативной повесткой дня.

Кинематограф воспитал не одно поколение людей. В советское время фильм становился целым событием. Его обсуждали в прессе, во время перерыва на работе, в семейном кругу. Сейчас ситуация несколько иная, хотя роль кино в формировании личности по-прежнему огромная. Многое зависит от того, что человек смотрит.

- "Молодая гвардия", "Тихий Дон", "Они сражались за родину", фильмы Василия Шукшина или Андрея Кончаловского вызывали бурю эмоций и споров, словно происходившее на сцене не авторская выдумка, а реально происходящие события, - утверждает известный кинорежиссер, заслуженный работник культуры Кыргызстана Замирбек Эралиев. - В нашей республике национальные фильмы начали снимать в 1960-х годах. Именно из-за их сюжетов, в основе которых жизненные ситуации, человеческие поступки, из-за того, что главное в них не игра, а жизнь актера в кадре, они производили на зрителей огромное впечатление. Эти ленты впоследствии назвали "кыргызским чудом". Кино для людей по-прежнему остается любимым видом искусства. Другой вопрос, какие фильмы сегодня снимаются и насколько точно они отражают современную жизнь и мечты о будущем. Кинематограф на данный момент закладывает в психику людей насилие. Эти сцены тоже берутся из жизни, но зачем это пропагандировать? С другой стороны, если взять фильм "Иди и смотри", который произвел на зрителя сильное впечатление, то там тоже есть сцены насилия. Однако это показано в негативном ключе. То есть люди понимали, что это плохо. А сейчас кадры убийства или изнасилования добавляют только для эффекта.

По словам Замирбека Эралиева, советское кино всегда отличалось от западного.. Если в первом преобладали гуманистические принципы, то во втором больше ориентировались на зрелищность, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

Лишний билет

Если кинокритики в своих суждениях по поводу западной кинопродукции более или менее деликатны, то общественные деятели в основном категоричны. Они считают, что голливудское кино - своеобразный инструмент пропаганды, который с помощью технологий манипулирует человеческим сознанием. Причем делает это скрыто, на уровне эмоций вне контроля сознания.

- Одна из целей западного кинематографа - это формирование ценностей, причем часто они отличаются от тех, к которым мы привыкли, - пояснила общественный деятель Майрам Зейдраханова. - Однако гораздо опаснее другое - целенаправленное навязывание определенных ценностей, что, к сожалению, стало очевидным не так давно. Одна из них - ликвидация семьи как традиционного института и формирование некой единой технократической культуры, которым руководит синдикат корпораций. Или взять, к примеру, фильмы о Великой Отечественной войне. Главная роль в победе над нацизмом почему-то отводится США.

Мнение

Айтурган Темирова, народная артистка КР:

- Если мы хотим вырастить полноценное молодое поколение, которое будет любить свою страну и защищать ее в случае необходимости, акцентировать внимание массовой аудитории только на зрелищных фильмах нельзя. Но тогда мы можем потерять индустрию кинопроката. Если же крутить только западные фильмы, то это негативно скажется на воспитании молодежи. Выход я вижу в государственной поддержке кинотеатров. Ведь, кроме зарабатывания денег, у них есть и еще одно предназначение - просветительское. Для этого в прокате необходимо показывать фильмы из школьной программы, классику - как кыргызскую, так и русскую, ленты к историческим датам. Вот здесь господдержка была бы кстати.

Почему бы не устраивать вечера русской или кыргызской киноклассики? Организатором таких показов мог бы выступить минкульт. Я бы поняла, если бы сказали, что такого кино нет. Но ведь оно есть, просто пылится на полке.

Уверена, что наши дети не должны воспитываться на чужой идеологии. Сейчас все ругают советскую цензуру, запрещала запрещавшую показ некоторых фильмов или вводившую возрастные ограничения для кинолент, в которых было много сцен насилия, так как это травмировало психику и воспитывало агрессию. А сейчас почти в каждом фильме убийства, более чем откровенные постельные сцены, и все это, увы, в порядке вещей.