«Зойкина квартира», «Собака на сене» и «Авлабар, или Новая Ханума»: самые яркие премьеры столичных театров
Столичные театры продолжают радовать зрителей, разнообразие премьер способно удовлетворить запросы даже самых искушенных. Водевиль «Авлабар, или Новая Ханума» в постановке Виктора Крамера на сцене МХТ имени Чехова и комедия «Собака на сене» режиссера Александра Коручекова в Московском Губернском театре подарят легкость и смех, а «Зойкина квартира» Евгения Писарева в Театре имени Пушкина заставит задуматься о хрупкости придуманных миров.
Каждой бабочке по цветочку, или Грузинский водевиль
В МХТ имени Чехова состоялась премьера музыкального спектакля «Авлабар, или Новая Ханума» Виктора Крамера. Создатели предлагают зрителям путешествие в солнечный Тифлис .
Авторы постановки умело обращаются с культурными особенностями Грузии. Все персонажи говорят с характерным акцентом и одеты в традиционную одежду — платья с длинными рукавами, а мужчины носят папахи и ахалохи (распашной кафтан. — «ВМ»), подчеркивающие их широкие плечи. Впечатления дополняют узнаваемые элементы грузинской культуры, которые используют в сценографии. Сваха Ханума (Ирина Пегова) эффектно появляется перед зрителями, спустившись с колосников на качелях в виде хинкали, а ее таинственная кандидатка в невесты выходит из раскрывшегося алого граната. Шашлыки на докрасна раскаленных шампурах, которые готовят для дорогих гостей в доме купца, тоже заставят зрителей вспомнить о кавказской кухне... Но смысл спектакля совсем не в том, чтобы показать гастрономические изыски.
В основе постановки — водевиль Авксентия Цагарели о хитроумной свахе, для которой свадьбы не ремесло, а предназначение. Создавая гармоничные браки, Ханума сохраняет равновесие в хрупком мире. Его нестабильность визуально отражается в декорации, созданной режиссером Виктором Крамером. Все события происходят на фоне необычной конструкции — на маленьком камушке, вопреки законам гравитации, удерживается огромный валун, где стоят небольшие домики.
Шаткая конструкция падает, когда влюбленным мешают быть вместе, и все герои, как атланты, бросаются удерживать ее, постепенно разбираясь в том, кто на ком женится.
А прояснить это непросто — пока смешливая Ханума старается соединить тех, кто испытывает настоящие чувства, ее конкурентка Кабато (Янина Колесниченко), наоборот, хочет женить старого князя Васо (Артур Ваха / Юрий Стоянов) на молодой красавице Соне (Елизавета Ермакова / Софья Шидловская), разлучив ту с возлюбленным Котэ (Арсентий Журид / Даниил Феофанов). В отличие от Ханумы, ее волнует лишь гонорар да шанс стать самой престижной свахой в Тифлисе.
Учитель Виктора Крамера Георгий Товстоногов тоже ставил по этой пьесе спектакль, ставший ярким событием театральной жизни 1970-х. Но время изменилось, поэтому для постановки в МХТ сделан современный перевод, а композиторы Сергей Чекрыжов и Дмитрий Чувелев написали другую музыку, и теперь спор Ханумы и Кабато выглядит как рэп-батл. Хотя новые художественные решения здесь касаются только формы. Главная мысль остается неизменной — «брачными узами мир укрепляется», а люди сопротивляются женитьбе только потому, что еще не встретили вторую половинку. Однако в этой версии чуть заостреннее становится еще одна линия — судьба изящной красавицы Текле (Мария Зорина), сестры старого пьяницы Васо. Отказавшись от личного счастья, она посвятила всю жизнь брату и поет свою лирическую песню о том, почему же в мире всем всего дается не поровну и кто-то должен жертвовать счастьем ради другого.
Но тем не менее основным двигателем сюжета в спектакле остается любовь, он весь насквозь пропитан теплыми чувствами к зрителю. А главная цель режиссера и артистов — отправить нас из зала в Авлабар, старейший район Тифлиса. Место, наполненное солнцем и ароматом специй, а по ночам — величественным сумраком, где сквозь туман степенно проходят строгие чабаны (пастухи овец. — «ВМ») исполинского роста.
Пусть всего только на три часа зритель оказывается среди гор, где можно отдохнуть от реальности. Постановка сравнима с отпуском, когда после возвращения домой еще долго перед глазами стоят яркие картины, впечатлившие в путешествии.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор Крамер, режиссер спектакля:
— «Ханума» ассоциируется у меня с праздником, так необходимым нам сегодня. Мы ориентировались на первоисточник, драматургию Цагарели. Персонажи, которые живут в этой истории, открыты в своих страстях, в них нет дуализма, они как дети — дистанция между любовью и конфликтом максимально короткая. Мне хочется, чтобы в нашей жизни существовал такой Авлабар, в котором происходят сказки с неизменным счастливым концом, — это мир мечты и фантазии.
Актеров Губернского театра охватила испанская страсть
На сцене Московского Губернского театра поставили «Собаку на сене». Режиссер Александр Коручеков постарался избежать аллюзий на популярную советскую экранизацию одноименной пьесы Лопе де Вега и создать свою оригинальную версию.
Может ли любовь родиться из ревности? Именно на этот вопрос стремятся ответить главные герои спектакля. Высокомерная графиня Диана де Бельфлор (Вера Шпак / Наталья Качалкина) не терпит соперниц. Но надо заметить, что ее красоту не может затмить ни хорошенькая белокурая служанка Марсела (Полина Галкина / Ирина Токмакова), ни три молчаливые молодые испанки, которые словно живая декорация присутствуют в каждой сцене.
События происходят в замке Дианы: пространство сцены, лишь условно разделенное перегородками в мавританском стиле, наполнено воздухом, кажется, здесь даже стены ничего не способны скрыть от посторонних глаз. Как только хозяйка узнает, что Марсела собирается замуж за ее секретаря Теодоро (Андрей Исаенков / Евгений Сыркин), в ней тут же просыпается любовь к нему. Однако поначалу все их чувства напоминают игру — складывается впечатление, что только уязвленное самолюбие способно зажечь в душе женщины страсть. Любовь может и кажется в этот момент фальшивой, но гнев героини непритворный. Над сценой начинают сверкать молнии, а в зале раздаются раскаты грома.
Сам Теодоро тоже отнюдь не образец искренности — хитроумный интриган мечется между двумя женщинами, стараясь понять, как ему выбрать наиболее выигрышную партию. Комического эффекта добавляет вентилятор с конфетти, которые выносят рабочие сцены и направляют на героев, когда те рассказывают о своей любви. Именно так снимают популярные клипы, и кажется, что в душе персонажей, в этот момент выглядящих как фотомодели на съемках для обложек глянцевых журналов, и в самом деле нет искренних чувств.
Да и слишком много героев в этой истории, ведь Диана не отказывает еще двум женихам — простоватому солдафону Рикардо (Алексей Чанцев / Алексей Веретин), который может ходить только поворачивая по прямым углам, и рафинированному любителю прекрасного, кузену Федерико (Антон Соколов).
Но истинные чувства выходят на поверхность, когда Рикардо и Фредерико решают убить секретаря, заподозрив его в романе с Дианой. И тогда главным персонажем уже становится слуга Теодоро Тристан (Евгений Гомоной / Дмитрий Карташов), брутальный и харизматичный, легко обводящий всех вокруг пальца, чтобы защитить хозяина. Он придумывает способ, как выдать молодого человека за сына старого графа, которого еще в раннем детстве похитили мавры. Перевоплотившись в заграничного купца, Тристан рассказывает историю о приключениях мальчика в стиле японского театра масок кабуки. Признав в Теодоро потерянного ребенка, граф усаживает его на детскую лошадку-качалку, и это подсвечивает инфантильность героя, который все никак не может понять, готов ли он быть игрушкой Дианы, которая то приблизит его, то в гневе исполнит с ним пасадобль, то обдаст его холодом равнодушия, а то вдруг по-испански страстно бьет его всем, что попадется под руку.
И все же финал у спектакля счастливый, герои наконец разбираются в своих чувствах, что не становится сюрпризом.
Но вот то, как рассказана хорошо известная история, здесь особенно ценно — зрители продолжают смеяться над шутками, и совсем не возникает ощущения, будто им показывают ожившие кадры из фильма. Наоборот, интересно увидеть, насколько сильно может разнится восприятие одного и того же произведения и как знакомому сюжету можно придать новую жизнь. А наигрываемые на гитаре испанские мелодии и изящный стихотворный слог делают спектакль очень легким для восприятия.
КСТАТИ
Полюбившийся зрителям фильм «Собака на сене» был снят в 1977 году. Режиссером выступил Ян Фрид, поставивший такие музыкальные комедии, как «Летучая мышь», «Сильва» и «Тартюф». Роль Теодоро в ленте сыграл Михаил Боярский, а своенравную Диану на экране воплотила актриса Маргарита Терехова. Также в фильме снимались Николай Караченцов, Елена Проклова, Армен Джигарханян. Натурные съемки кинокартины проводились в Крыму, в Ливадийском дворце и в парке вокруг него.
Рухнувший мирок отдельно взятой коммерсантки Зои Пельц
В преддверии дня рождения Михаила Булгакова Театр имени Пушкина представил новый спектакль «Зойкина квартира». Трагическая буффонада, как определял жанр пьесы сам автор, в постановке художественного руководителя театра Евгения Писарева стала мощной драматической историей.
Пространство сцены, где намеренно нарушена геометрия пола и потолка, визуально показывает, как перекошен и вывихнут тот мирок, который коммерсантка Зоя Денисовна Пельц (Александра Урсуляк) умудрилась построить в своей отдельно взятой квартире. Жажда быстрого обогащения наталкивает нэпманшу Зою на идею собственного бизнеса, где под вывеской легально открытого пошивочного ателье скрывается напрочь незаконный и противоестественный для тогдашней молодой Советской России салон для богемных вечеринок, а по сути — бордель.
Там дамы полусвета демонстрируют эффектные французские наряды и танцуют с кавалерами фокстрот, там льется рекой шампанское, там нюхают «волшебный белый порошок». Однако сквозь эти блеск и мишуру проглядывает инфернальность булгаковского «бала Сатаны», разгульный шабаш ведьм и всяческих чертей. Все герои словно бы зависают в безвременье, где «прошлого не вернешь, а будущего нет». В этом мирке даже строгий адепт нового строя и по совместительству председатель домкома Анисим Аллилуйя (Сергей Миллер) ведет себя как временщик и берет взятки, закрывая глаза на незаконную деятельность.
Бешеное стремление сильной женщины урвать денег и уехать за границу со своим возлюбленным, «бывшим» дворянином Павлом Обольяниновым (Александр Дмитриев), подчиняет себе всех и вся.
В деловых партнерах у Зои — харизматичный авантюрист Аметистов (Александр Кубанин), горничная Манюшка (Елизавета Кононова) и китаец Херувим (Назар Сафонов).
На атмосферу общего безумия работает и нарочитая, аффектированная мимика актеров, придающая транслируемым в зал эмоциям неестественную яркость и даже карикатурность. Художественное решение построено на использовании в декорациях всех оттенков серого, от жемчужного до темно-графитового, что делает спектакль похожим на черно-белое кино в жанре нуар.
Но броская помпезность эпохи нэпа не способна скрыть внутреннее уродство Манюшки и Херувима, движения которых напоминают пластику подбирающихся к добыче гиен. Именно они в итоге и станут той роковой силой, что порушит идеальный Зойкин бизнес-план. В один вечер женщина потеряет все — любовь, деньги, уважение и надежду.
Но спектакль будто бы совсем не о личной трагедии героини, а о том, что неизменно в эпоху перемен были, есть и будут люди, не способные встроиться в новые реалии. И как ни цепляйся они за осколки старого мира, все эти потуги сродни попытке детей укрыться в ветхом шалаше, который сметет первая же буря.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Писарев, художественый руководитель театра имени Пушкина:
— Булгаков созвучен современной реальности: его героями часто становятся люди, утратившие почву под ногами, вынужденно попрощавшиеся с прежней жизнью. Персонажи пытаются построить свой мир в отдельно взятой московской квартире, но он, сталкиваясь с реальностью, получается темным и таинственным. Тем не менее в пьесе заложено много любви, которую мы попытались проявить и приумножить в процессе создания спектакля, ведь именно любовь подталкивает героев к совершению тех или иных поступков.