о смерти певицы Тины Тёрнер

«Все считают, что знают Тину Тёрнер, потому что, один раз увидев женщину 65 лет в мини-юбке, с такими ногами и энергией атомной станции, её невозможно забыть. И музыка, в общем, тут ни при чём. Её величали королевой рок-н-ролла, но к рок-н-роллу она вообще не имеет никакого отношения, кроме того, что её уважали настоящие рок-музыканты».

Вот стоит перед нами простая негритянская женщина Аня, в мини-юбке, мужем битая, на десятилетия забытая, «Грэмми» обласканная. Простая швейцарка, бывшая американка, чужих детей воспитавшая, своих похоронившая, то ли буддистка, то ли баптистка. Ан уже не стоит. Померла Тина наша Тёрнер, она же Анна Мэй Буллок, 1939 года рождения.

Она так давно была на сцене, что у публики с памятью золотой рыбки от её карьеры остались только всполохи. Кто-то помнит «Безумного Макса» и «Нам не нужно другого героя», кто-то — «Приватную танцовщицу», а кто-то видел Джеймса Бонда и помнит «Золотой глаз». Но все считают, что знают Тину Тёрнер, потому что, один раз увидев женщину 65 лет в мини-юбке, с такими ногами и энергией атомной станции, её невозможно забыть. И музыка, в общем, тут ни при чём.

Её величали королевой рок-н-ролла, но к рок-н-роллу она вообще не имеет никакого отношения, кроме того, что её уважали настоящие рок-музыканты: Марк Нопфлер отдал ей песню, Джефф Бек сыграл на гитаре, и это стало её крупнейшим хитом — Private Dancer, — но это тоже просто качественная попса. Она открывала концерты The Rolling Stones, и было видно, что её роднит с рок-н-роллом именно бешеная энергия. Ну и всё.

Если бы кто-то ещё помнил её первый заход на сцену — весь этот Ike & Tina Turner Revue, — тот бы понял, что это был такой взвинченный госпел и соул и вообще сугубо расовая музыка чёрных людей. И на съёмках тех лет видно, что аудитория только чёрная: это были 1960-е годы в США.

Айк и Тина Тёрнер выпустили успешную пластинку It's Gonna Work Out Fine, за которую их номинировали на «Грэмми» как за лучшее рок-н-ролльное исполнение дуэтом в 1961-м, но это была полная чушь — с таким же успехом можно назвать рок-н-ролльщиками дуэт «Сонни и Шер» или The Ronettes.

А потом её новый муж Айк Тёрнер просто стал её бить по лицу и прочим частям тела — и она выходила на сцену с синяками. И это всё длилось до 1976-го, когда она всё-таки с ним развелась. К этому времени они уже были знаменитостями, а репертуар был типа R'n'B, только не в вашем понимании, а нормальный ритм-энд-блюз, в который они пытались превратить чужие песенки: Come Together, Get Back битлов, Honky Tonk Women роллингов. Но самым большим хитом стала Proud Mary группы Creedence Clearwater Revival.

И это ужасное слушание и прекрасное зрелище. На чём, собственно, и строилась вся карьера усопшей.

Они вдвоём умудрились получить ещё одну номинацию на «Грэмми» за лучший госпел-альбом, а её сольный первый альбом Tina Turns the Country On! тоже номинировался на «Грэмми» как лучший альбом в жанре R'n'B. И конечно, если не знать, что это чёрный исполнитель, то это будет альбом кантри-музыки. Хороший диск — и современно слушается.

Обретя свободу от синяков и побоев, скромница Тина начала активно тусоваться с английскими рокерами — с Боуи, Стюартом и т. д. И даже снялась у группы The Who в фильме-рок-опере «Томми» (спойлер: её там преступно мало).

А потом она занималась какой-то ерундой и всякими выступлениями в Ritz — лет десять, выброшенных из творческой жизни, да так, что к 1983 году её уже рассматривали в качестве сбитого лётчика — пусть поёт на танцах.

Дошло до того, что фирма Capitol рассматривала контракт на выпуск одного сингла с ней как великую подачку. Тем не менее песня прекрасного Эла Грина Let's Stay Together взлетела, и Тине дали две недели записать альбом. На альбом взяли недозаписанную песню Dire Straits: Марк Нопфлер решил, что мужик не может петь такой текст. Вместо него у Тины играет великий Джефф Бек, который покинул нас ненамного раньше в этом году. Вот с этого альбома в восприятии публики и остаётся и тембр, и манера, и имидж той Тины Тёрнер, с которой мы прощаемся.

С простой швейцарской пенсионеркой, отказавшейся от своего американского гражданства и жившей в деревне Кюснахт, кантон Цюрих.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.