85 лет выставке «Дегенеративная музыка»
24 мая 1938, в Дни музыки Рейха, во Дворце искусств Дюссельдорфа была открыта выставка «Дегенеративная музыка». «В отличие от ее знаменитой предшественницы 1937 года (“Дегенеративное искусство”. – “МО”), эта выставка не была спущена “сверху”, ее идея родилась “снизу”, это была практически частная инициатива государственного советника [Германии] Циглера. <…> Название “Дегенеративная музыка” родилось в самый последний момент, первоначально предполагалось использовать словосочетание “помягче” – “Вырождающаяся музыка”. Выставка была настолько быстро организована, что от нее и документов, в общем-то, почти не осталось – буклет, разве что, да и то – сделанный уже позже, на испанском языке, когда выставку повезли по разным городам, а поначалу была лишь наспех сверстанная программка… К счастью, к тому времени большинство композиторов, осужденных на этой выставке, находились уже за пределами Германии – Шёнберг, Хиндемит, Эйслер, Кшенек, Вайль, Тох… Министр пропаганды [Германии] Геббельс планировал проводить выставку ежегодно. Но в 1939 году началась война, и всем было уже не до музыкальных выставок», – рассказывал в интервью композитор Владимир Тарнопольский. Если на выставке «Дегенеративное искусство», проходившей в Мюнхене параллельно с Большой выставкой немецкого искусства и пользовавшейся в сравнении с ней значительно большим спросом, толпу подзуживали нанятые провокаторы, то посетителей дюссельдорфской выставки «подогревали» с помощью записанных образцов «еврейской музыки» (Шёнберг), «пролетарской» (Эйслер), и так далее. На обложку буклета выставки «Дегенеративная музыка» был помещен персонаж «вырожденческой» (по мнению госсоветника Циглера) оперы Эрнста Кшенека «Джонни наигрывает»: темнокожий саксофонист, но (что важно и ново!) с желтой Звездой Давида. Клеймилась и оперетта: композиторы Имре Кальман, Леон Йессель, Оскар Штраус, «глядевшие» со стендов, были изображены с искаженными лицами. «Попал под раздачу» и дирижер Отто Клемперер. Жестко высмеивался джаз, «еврейскость» которого подчеркивалась с особой страстью. Насаждалась «еврейская тема» и на выставке «Дегенеративное искусство», буквально всюду: от каталога до названий залов Института археологии, где были небрежно вывешены картины, и «сопроводительных» надписей на стенах. При этом художников еврейской национальности в экспозиции было процентов пять, остальных – «зачисляли в евреи» (того же Кандинского, например). В рамках «Дегенеративной музыки» был «осужден», в частности, россиянин по происхождению, наполовину немец Владимир Фогель. Родившийся в 1896 в Москве, в 1933 он покинул Германию и через Страсбург, Брюссель, Париж и Лондон в 1939 попал в Швейцарию, где остался до конца жизни (1984; первые 15 лет проживал нелегально, меняя место жительства). Оказался в геббельсовском списке и Ефим Голышев, задолго до Шёнберга (1914) написавший додекафонное Струнное трио “Zwölftondauermusik”. Оно были издано в 1925 в Берлине, где композитор и проживал с 1909. В 1933 Голышев был вынужден бежать из Германии сперва в Португалию, затем в Барселону. Во время войны он скрывался во Франции, периодически попадая под аресты, потом уехал на 10 лет в Сан-Паоло и умер в 1970 в Париже. «Дегенератами» от музыки были объявлены также венгр Бела Барток, француз Эрик Сати и гражданин Франции Игорь Стравинский (который обратился с протестом в МИД Германии, и протест был удовлетворен, при ходатайстве директора издательства Schott Вилли Штрекера). «Для Германии борьба с “дегенеративным искусством” обернулась в конце концов резким отторжением следующего поколения немецких композиторов от своей истории (в том числе и от музыкальной истории) и предельной радикализацией авангарда в послевоенные десятилетия. Это стало своего рода “трибуналом детей”. Если сравнить развитие авангарда немецкого и, скажем, французского, не знавшего запретов, или даже итальянского, пережившего свой фашизм, то мы увидим, как отличается динамика их формирования. Развитие французской музыки – Дебюсси – Мессиан – Булез – представляется единой линией, немецкий же послевоенный авангард после полутора десятилетий застоя словно начинается с пункта нуль. Его радикализм объясняется в большой степени многочисленными табу, связанными с отречением от полностью дискредитировавшей себя в глазах нового поколения традиционной немецкой культуры. В музыке Германии с 50-х годов отказ от истории – одна из самых доминирующих идей, эта эстетическая установка получила замечательную формулировку в одной из статей Лахенмана: “Красота – это отказ от привычки”». (Владимир Тарнопольский) P.S. Конфискованная нацистами «дегенеративная» живопись, напомним, ушла с молотка в Швейцарии. Весомая часть, впрочем, не нашла покупателя и была сожжена – в Берлине в 1939 и в Париже в 1942. Антон ДУБИН, «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись 85 лет выставке «Дегенеративная музыка» впервые появилась Музыкальное обозрение.