В московском клубе "Мутабор" ансамбль Kymatic исполнит два сочинения итальянского авангардиста-шестидесятника Луиджи Ноно

В московском музыкальном клубе "Мутабор" ансамбль Kymatic исполнит в пятницу, 26 мая, два сочинения знаменитого итальянского авангардиста-шестидесятника Луиджи Ноно.

В московском клубе "Мутабор" ансамбль Kymatic исполнит два сочинения итальянского авангардиста-шестидесятника Луиджи Ноно
© Российская Газета

Венецианец Луиджи Ноно (1924-1990) - ярчайший представитель и выразитель достижений и противоречий послевоенного итальянского искусства. Выходец из обеспеченной артистической семьи, ставший убежденным коммунистом и марксистом; композитор, задействовавший в своих сочинениях тексты крупнейших поэтов, газетные вырезки и политические лозунги; создатель изощреннейших опусов, на чью сложность жаловались сами музыканты, предпочитавший, однако, чтобы их исполняли в фабричных цехах и в университетских аудиториях - и сопровождали политическими дискуссиями.

Впрочем, Kymatic ensemble на сложность жаловаться не будет: молодые консерваторцы для того и собрались, чтобы выйти за пределы академической музыки. Не случайно выбранное ими название восходит к греческому слову "волна" - в знак того, что им интересны все звуковые волны.

Для российских премьер двух знаковых сочинений Ноно как раз и выбран не филармонический, а клубный зал с индустриальным прошлым. Это бывшая компрессорная станция московского шарикоподшипникового завода, перед самым карантином переоборудованная в ночной клуб Mutabor.

Именно в этой суровой и одновременно праздничной обстановке (концерт приурочен к 4-летию клуба) впервые в России живьем прозвучат два больших и знаковых сочинения Ноно. Уже сами их названия и составы исполнителей в программке способны вызвать оторопь у посетителя обычных консерваторских концертов:

A Floresta E Jovem E Cheja De Vida (1965-1966). Для сопрано, трех голосов-чтецов, кларнета, пяти ударных на металлических пластинах и электроники.

Quando stanno morendo. Diario Polacco N 2 (1982). На тексты Чеслава Милоша, Эндре Ади, Александра Блока, Велимира Хлебникова, Бориса Пастернака. Для двух сопрано, меццо-сопрано, контральто, басовой флейты, виолончели и электроники.

Объяснения здесь только усугубляют удивление. Первое название в переводе с португальского значит "Лес молод и полон жизни", что звучит поэтично, если не знать, что речь идет о прячущихся в джунглях вьетконговских партизанах времен вьетнамской войны, а название второго на родном языке Ноно значит "Когда они умирали. Польский дневник N 2" - и в нем композитор на свой лад обличает авторитаризм и тоталитаризм.

Уточнение "на свой лад" необходимо: Ноно, развивая подходы к компоновке звуков своего тестя Арнольда Шёнберга, использует и совершенствует сериальную технику, в которой музыкальная ткань, включая пропеваемые тексты, как бы раскладывается на отдельные точки, создавая своего рода музыкальный аналог пуантилизма в живописи. А использование "живой электроники", то есть, проще сказать, предзаписанных на магнитофонную ленту шумов, бормотания и прочих немузыкальных звуков, казалось тогда революционным и ошеломляющим.

Удастся ли сохранить и передать это изумление сейчас, 60 лет спустя, когда сэмплы прочно вошли в концертную практику? Kymatic ensemble берется доказать, что классический авангард по-прежнему впереди всех.