"Так бы сняли в Серебряном веке". Обсуждаем премьеру фильма об Иннокентии Анненском
Документально-игровой фильм "Поэт Никто", снятый на средства Президентского фонда культурных инициатив, над которым год работали журналисты из Омска, вышел на экраны. На этой неделе состоялись премьерные показы фильма "Поэт Никто" (12+). Его автор - журналист Светлана Веретенникова, многократный победитель всероссийских и областных журналистских конкурсов, в 2022-м получившая статуэтку "ТЭФИ-Регион" в номинации "Телевизионный документальный фильм" за проект "Михаил Врубель. Подняться над земным" (12+). Работа 2023 года - документально-игровой фильм "Поэт Никто" был снят творческой командой 12 канала на средства Президентского фонда культурных инициатив. Поэт, драматург, переводчик, педагог Иннокентий Анненский, родившийся в Омске, раскрывается в фильме как крупный литератор, повлиявший на творчество самых известных поэтов начала ХХ века, но сам не получивший должного признания среди современников. Название фильма отсылает к одному из псевдонимов, под которым писал Анненский. Съёмки проходили в течение года в Омске, Санкт-Петербурге и Москве. Сценарий документально-игрового фильма написан на основе архивных материалов, касающихся семьи Анненского. При этом картина не ставит целью "воспроизвести" биографию поэта. Фильм разделён на части - сны, в которых реальная жизнь Иннокентия Фёдоровича переплетается с литературными историями из ХХ века, и театрально-журналистская реальность современности. - Фактура фильма воспроизводит неторопливую атмосферу начала ХХ века. На это работает и монтаж, и операторская работа, и выбранные для съёмок локации. Современность причудливо переплетается с историей, погружая зрителя в биографию Иннокентия Анненского. Кажется оригинальной идея запараллеливания постановки спектакля и нарратива о жизни поэта. Ты смотришь фильм и уже не знаешь точно, кто проговаривает строки письма - актриса, которая готовится к роли, или сама Ольга Хмара-Барщевская. Стихотворения и музыка, звучащие в фильме, подчёркивают эсхатологические настроения, звучащие в искусстве того времени. Блестящий актёрский состав - артисты Омской драмы мастерски воссоздали образы семьи Анненских и их современников, - отмечает Ольга Рогалева, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики. - Режиссёр, которого я сыграл, изучает жизнь и творчество Анненского. Эта линия идёт над основным сюжетом. Она требовала прежде всего такта и деликатности, вкуса и увлечённости, - рассказывает о своей работе в фильме актёр Олег Теплоухов. Первыми фильм увидели зрители, приглашённые на закрытый показ. Премьера состоялась в Омском академическом театре драмы, ведущие актёры которого принимали участие в съёмках кино. Двухчасовую картину, которую организаторы просмотра предложили смотреть, "отключив логику и включив сердце", публика восприняла вдумчиво и с любопытством. Мы собрали несколько первых зрительских впечатлений. - Нахожусь под сильным впечатлением от этого фильма - про русскую поэзию, про наследие и память, про глубину человеческой души. По-моему, он относится к числу тех картин, которые нужно смотреть, не отрываясь и не отвлекаясь, полностью в него погрузившись. Он и снят "медленно": плавен, нетороплив, мягок, деликатен. Наверное, примерно такое кино снимали бы в эпоху Серебряного века, если бы у них были технические возможности, которые есть сейчас. Понравилась операторская работа: выверенные кадры, крупные планы, виды петербургских пригородов, по которым никогда не поймёшь, что это снято в прошлом году, а не столетие назад. И, конечно, актёры были очень гармоничны: им веришь. Созерцательное кино, грамотно и с любовью сотканное из отдельных кусочков жизни и снов. Считаю этот фильм огромным творческим успехом режиссёра Светланы Веретенниковой. Желаю и Светлане, и фильму большого будущего! - отмечает зритель Екатерина. - Фильм поражает красотой картинки, нетривиальным сюжетом, точно и качественно подобранным актёрским составом. Я шла на фильм о поэте Серебряного века, но после просмотра возникло много мыслей о нашем времени, чем мы живём, к чему стремимся, какие наши идеалы, об истинном и ложном, вечном и сиюминутном. Этот фильм в чём-то о каждом из нас. На мой взгляд, у создателей получилась очень глубокая, самобытная, далеко нерегионального масштаба работа. От просмотра я получила громадное интеллектуальное удовольствие, сопоставимое с просмотром фильмов Тарковского и Бертолуччи, - считает зритель Анна. - Можно ли создать портрет человека, ушедшего десятилетия назад, о котором остались лишь архивные записи, обрывки воспоминаний, письма, тусклые фотографии и стихи? Этот фильм доказывает, что можно! Лента посвящена жизни и творчеству рождённого в Омске поэта Иннокентия Анненского, представшего не монументальной фигурой, а эфемерным фантомом, напоминающим, скорее, смутный образ из сна. Сотканный из размышлений, стихов, туманных образов, фильм не даёт ответа, каким человеком был Анненский. Но предлагает почувствовать, как мыслил мастер, заглянуть в литературный салон Серебряного века, порассуждать о русском языке, совести, любви. Поэт, который определил историю Серебряного века, остался непризнанным при жизни и затерялся в череде имён других творцов. И даже первый сборник Анненского "Тихие песни" был подписан псевдонимом Ник. Т-о. Но сегодня на омской земле литератор, педагог, поэт Никто Иннокентий Анненский вновь обретает имя, - поделилась эмоциями зритель Валентина. - Я отметил бы слишком сложную структуру фильма, которая, с одной стороны, привлекает, а с другой - дезориентирует зрителя. У меня осталось много вопросов, но в целом это красивый фильм, снятый с любовью, - считает Алексей. Над фильмом работала большая команда. Монтажом занимался Владимир Жуков, за звук отвечал Михаил Косов, за компьютерную графику - Наталья Терещенко. В фильме использована музыка Александра Зобова и Владимира Жукова. В операторскую группу вошли Павел Ромась, Матвей Ковальчук и Сергей Гаев. Художниками по костюмам выступили Инес Колосова (Санкт-Петербург) и Татьяна Крузман (Омск). Режиссёр фильма Светлана Веретенникова рассказала, что работа над проектом шла в напряжённом режиме и "мысли об Аненнском" зачастую занимали и вечера, и выходные дни всей творческой группы. Сложно говорить о своей работе, но можно порассуждать в двух направлениях - о выбранном методе работы и построения сценария, - рассказывает Светлана Веретенникова. - Видимо, на этот эффект работает нелинейность повествования (в двух временных пространствах: в прошлом и настоящем). Если взять первую линию - биографическую, связанную с прошлым, то я могу объяснить, почему сценарий был построен именно таким образом. В первой части мы видим события сразу после смерти и в последний год жизни - это первый план, самый очевидный. Дело в том, что все воспоминания об Анненском ограничены именно этим промежутком. Знакомства с Сергеем Маковским, Корнеем Чуковским, Анной Ахматовой, Максимилианом Волошиным состоялись у Анненского именно тогда. Главная книга поэта ("Кипарисовый ларец") вышла в свет после смерти, и стихи там не датированы. Складывается впечатление, что все великие произведения он создал в финале жизни... Но мы же понимаем, что не может человек родиться сразу 50-летним директором Царскосельской гимназии, полиглотом и т. д. и т. п... Авторам было интересно понять, как говорить о юном и молодом Анненском, если воспоминания о ранних периодах его жизни сводятся к паре строк в автобиографии. Это удалось сделать только через художественное осмысление. Необходимо было как-то войти в мир человека, чтобы начать дописывать и додумывать невысказанное. Мне было важно работать с архивом, держать подлинники в руках, не только прочитать, а ежедневно перечитывать стихи, статьи о русской и зарубежной литературе из Книги Отражений... - говорит Светлана Веретенникова. - Двухтомник писем кочевал с рабочего стола на прикроватную тумбу весь год... Конечно, воспоминания современников, переводы Еврипида, статьи об образовании и многое другое. Анненский стал частью жизни. И в какой-то момент пришла свобода владения материалом... Ещё раз подчеркну: тут дело не в исключительном знании фактологии, даже языком Анненского и его современников надо было овладеть (это совсем иной русский язык). Из двух стихотворений "Далеко... Далеко" и "Сестре" выросли сцены из детства... Вдруг стали устанавливаться связи между жизненными обстоятельствами и отдельными мыслями и фразами. И, конечно, были важны контексты: всё что смотрела и слушала, было связано с вопросами, которые стояли перед фильмом. Очень много вопросов было связано с эпохой (что читали, о чём и как говорили, как была устроена образовательная система, общественно-политический и культурный фоны). Ещё один блок вопросов был связан с пониманием античности и эллинистической философией, потому что Анненский смотрел на мир ещё и через это зеркало. Теперь вернёмся к нелинейности повествования во втором измерении - в настоящем. Это драматургический ход - сюжет о том, что какой-то театр на родине Поэта Никто решает поставить спектакль, разыграв суд времени. Почему выбрана такая фабула? С одной стороны, хотелось приблизить материал к себе, с другой - ведь Анненский и его современники, увлечённые античностью, смотрели на Элладу так, как мы сейчас смотрим на их Серебряный век. Это только попытки понять, пробиться сквозь время. - Я всегда интересовался творчеством Иннокентия Анненского, знал, что он родился в Омске. Поэтому ждал, когда завершатся съёмки и состоится премьера фильма Светланы Веретенниковой, - отмечает министр культуры Омской области Юрий Трофимов. - Во-первых, хотелось узнать подробности биографии поэта, а во-вторых, было интересно, как авторы смогут передать атмосферу творчества Анненского, учитывая, что это всё-таки довольно закрытый, непубличный поэт. С удовольствием сходил на премьерный показ, ещё раз поздравляю всю съемочную команду с выходом фильма. Фильм пока не появился в сети, но зрители ещё успевают до конца весны познакомиться с "Поэтом Никто". Повтор премьеры состоится в воскресенье, 28 мая, в 20:30 на 12 канале. Фото предоставлены Светланой Веретенниковой