В театре "Градский Холл" "Великого Гэтсби" превратили в запутанный детектив

Кто читал один из самых известных романов Фрэнсиса Скотта Фицджеральда или смотрел захватывающий фильм База Лурмана с неотразимым Леонардо Ди Каприо, тот наверняка будет ждать от спектакля ослепительной роскоши, масштабного эпического действия, но главное - захватывающего любовного сюжета. Режиссер театра "Нуар" Владимир Байчер во всех этих удовольствиях зрителю отказывает. Романтическая история, созданная американским писателем, превращается в детектив, главным действующим лицом которого являются не герои знакомого нам любовного треугольника, а Миртл Уилсон (Кристина Арабина) - любовница Тома Бьюкенена (Игорь Чернявый), бросившаяся под машину Гэтсби.

В театре "Градский Холл" "Великого Гэтсби" превратили в запутанный детектив
© Российская Газета

Финал романа Фицджеральда у Владимира Байчера становится завязкой. Постановка построена как суд над героями, дающими показания в связи со смертью роскошной красавицы Миртл. Необразованная простолюдинка с аристократическими замашками, она в юности совершила роковую ошибку - вышла замуж за простого автомеханика Джорджа (Антон Лунин), показавшегося ей джентльменом.

Во время дачи показаний кто-то говорит правду, а кто-то довольно бессовестно врет, чтобы обелить себя или покойницу. Характер героев проявляется в совершенно ином свете. Собственно, трагедия, случившаяся с Миртл, - это лишь повод поговорить о собственной душевной драме, которая есть у каждого персонажа.

Эпоха, в которую происходят события романа - "ревущие двадцатые", - это тоже полноправный герой произведения. На большом экране появляется монтаж черно-белой видеосъемки (видеосюжеты Александра Носовского): автомобили, шумные улицы больших городов, спешащие по делам мужчины в элегантных костюмах и скучающие дамы, одетые по моде тех лет… Прибавьте к этому неизменный джаз, незамысловатые па танцующих пар, соблазнительный канкан девушек в коротких платьях. Постановка переносит нас на 100 лет назад и погружает в непредсказуемые ритмы эпохи, ломающие судьбы главных героев.

Владимир Байчер дополняет сюжет Фицджеральда предысторией героев. Мы узнаем, как Том познакомился со своей любовницей. Эпизодический персонаж грек Михаэлис (Янис Политов), держатель кофейни, оказывается, готов боготворить Миртл - она кажется ему идеалом, и он по уши в нее влюблен. Образ мадам Уилсон, созданный Кристиной Арабиной, претерпел значительную эволюцию в сравнении с героиней, описанной Фицджеральдом. Если в романе о Миртл сказано только, что она "невежественна, вульгарна, изменяет мужу, жадна до денег…", то на сцене ее образ намного глубже. "…В процессе работы, я все время стремилась преобразить мою героиню, сделать ее образ привлекательней, трогательней, уязвимее и тем самым вызвать бурю эмоций и чувств у зрителя: от негодования и осуждения до симпатии и сочувствия", - рассказывает актриса.

Едва ли можно остаться равнодушным к переживаниям любого из героев. Понять можно даже Тома, который не может отпустить жену, ведь он ее искренне любит и, несмотря на многочисленные увлечения, всегда возвращается к ней.

Что же до Дейзи (Диана Ессэй), то в своем монологе она раскаивается, признает свою неправоту. Это создает разительный контраст с образом героини в романе, которая вместе с семьей покидает город, даже не удосужившись прийти на похороны Гэтсби.

Что касается самого Гэтсби (Александр Аладышев), то в постановке он скорее второстепенный, чем главный персонаж. Но в отличие от других героев, его историю не пришлось додумывать, ведь Фицджеральд дает нам подробные сведения о происхождении героя и о том, откуда у него взялись средства на шикарные вечеринки. И несмотря на новое прочтение романа Владимиром Байчером, больше всего зрительских симпатий выпадает именно на долю героя, великолепно сыгранного Александром Аладышевым. Безупречный, богатый красавец, история которого воплощение - "американской мечты", ставит все на карту ради любимой женщины. И хотя Дейзи отвечает ему взаимностью, она не способна найти в себе силы, чтобы порвать с мужем. Гэтсби обвиняется в убийстве Миртл, хотя за рулем во время аварии на водительском кресле сидела его возлюбленная. Журналисты приписывают Гэтсби интрижку с мадам Уилсон и множество других грехов. Хотя единственным грехом, который он действительно совершил, была любовь к Дейзи - девушке из другого социального круга, на завоевание которой он потратил полжизни.