«Люблю тебя, Петра творенье»: восемь лучших фильмов о Санкт-Петербурге к 320-летию города
Предстоящие выходные превратят город на Неве в праздничную мекку — Санкт-Петербургу исполняется 320 лет.
Традиционно жители Северной столицы с размахом отмечают день рождения мегаполиса: фестивалями техники, световыми шоу, выступлениями известных артистов и массовыми гуляниями в центре города.
Основанная в 1703 году культурная столица России неоднократно восхвалялась в литературных произведениях и воспевалась в кинематографе. Редакция «Слово и Дело» решила вспомнить самые культовые киноленты, где наиболее точно отражена шальная атмосфера «музея под открытым небом».
«Невероятные приключение итальянцев в России», 1973
Полюбоваться советским Петербургом, его царскими окрестностями и рассмотреть буквально всех каменных львов, которых в городе предостаточно, можно благодаря криминальной комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Семеро главных героев за время поиска сокровищ, оставленных русской эмигранткой «подо львом», за 104 минуты фильма успевают провести зрителям целую экскурсию. Здесь и Дворцовая площадь, и Адмиралтейство на набережной, Невский проспект с Казанским собором и каналом Грибоедова, Банковский мост со знаменитыми грифонами, Итальянский мостик перед храмом Спас на Крови, Шереметьевский дворец на Фонтанке, Смольный собор, и Елагин дворец на одноименном острове, Финский залив, Дворцовый и Биржевой мосты со стрелкой Васильевского острова. Даже развод мостов в период белых ночей попал в кадр. В качестве «гидов» по Северной столице выступают такие именитые актеры, как Андрей Миронов — Андрей Васильев, Нинетто Даволи — итальянский санитар Джузеппе, Антония Сантилли — внучка русской балерины Ольга, Алигьеро Носкезе — санитар Антонио Ломаццо, Тано Чимароза — мафиози Розарио Агро, Джиджи Баллиста — доктор и Евгений Евстигнеев — итальянский хромой.
«Прогулка», 2003
Прогуляться по более «неформальному» Петербургу можно вместе с тремя главными героями мелодрамы Алексея Учителя («Матильда»). Здесь не будет «классических» туристических маршрутов — только хардкор в духе невских завсегдатаев. Согласно задумке Авдотьи Смирновой («Вертинский»), камера операторов Юрия Клименко и Павла Костомарова следует за девушкой Ольгой и двумя влюбленными в нее случайными прохожими — Алешей и Петей. И за полтора часа экранного времени авторы и герои успеют показать «живой» город со всеми его строительными лесами, шероховатостями и суетой проспектов. А параллельно погрузить публику в драматичные хитросплетения спонтанного любовного треугольника с неожиданной развязкой. Зрители смогут насладиться не только прекрасной игрой совсем еще молодых Ирины Пеговой, Павла Боршака и Евгения Цыганова, или пропитаться духом северного авантюризма, но и окончательно убедиться: «в Петербург — только по большой любви».
«Питер FM», 2006
Чтобы почувствовать себя настоящим жителем Питера — достаточно погрузиться в драматичный ромком Оксаны Бычковой («Плюс один»). Это, буквально, как свернуть с перенасыщенного путешественниками Невского проспекта в тишину параллельной ей Итальянской улицы и узнать, что у элитного города есть маргинальная, но весьма поэтичная душа. Романтика крыш, виднеющихся из окна коммуналки, гул обыденного метро, пряный аромат подземных переходов, водные глади каналов, тишина скверов с выбеленными поребриками, узорчатые потолки парадных и неспешный нрав благородных петербуржцев — все это фильм «Питер FM», рассказывающий, конечно же, о любви. Центральные персонажи — Маша и Максим — классические представители прогрессивной молодежи, запутавшиеся в себе. Героиня Екатерины Федуловой работает диджеем на местном популярном радио и готовится к свадьбе с бывшим одноклассником Костей (Алексей Барабаш). Евгений Цыганов же на этот раз предстает перед нами снова в образе безнадежно влюбленного, но перспективного архитектора, выигравшего международный тендер. Кажется, пути этих героев никогда бы не пересеклись, не потеряй Маша мобильный телефон.
«В ожидании чуда», 2007
Пожить хотя бы 97 минут в настоящей питерской сталинке с «прозрачными» внешними лифтами, резными эркерами, с облицованной изумрудной майоликой каминной печью, доисторической лепниной под потолком и паркетом-елочкой на полу можно благодаря мелодраме режиссера Евгения Бедарева («Тариф Новогодний»). Вдобавок фильм пронизан теплой атмосферой весенне-осеннего Петербурга с его уличными музыкантами, белыми ночами, туманами и пьянящими прогулками до утра. Главная героиня с необычным именем Майя (не путать с пчелкой) верит в чудеса и принцев на белых конях. Правда, молодая особа в исполнении Екатерины Копановой была уверена, что все это сказки для маленьких девочек. Пока не получила в наследство от своей пра-пра родственницы шикарную центровую квартиру с выходом на крышу. Вместе со сменой жилья налаживается и жизнь молодой девушки: на работе намечается повышение, а симпатичные парни наконец разглядели в неуклюжей Майе девушку. Но сумеет ли Майя за этой неожиданно открывшейся феерией самостоятельной жизни разглядеть свой настоящий путь, верных друзей, а также истинную любовь?
«Брат» (1997, 2000), «Бандитский Петербург» (2000-2007) и «Стритрейсеры» (2007)
Почему мы решили объединить две «чисто питерские» нетленки начала 2000-х с историей про новомодных гонщиков? Все просто: криминальные разборки, опасные погони, мордовороты в джинсовках и цепях и конечно же, снова ее Величество любовь — вот он настоящий бандитский Петербург, который в изобилии представлен во всех трех кинопроектах. Навряд ли остались люди, не знакомые с дилогией Алексея Балабанова «Брат» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли. Поэтому вдаваться в подробности сюжета не будем — проще пересмотреть и вспомнить, что такое дворы-колодцы. Да и «Бандитский Петербург» с Александром Домогаровым и Дмитрием Певцовым нет-нет, да смотрели вместе с родителями серия за серией. Правда, наверняка все лишь три первых части: «Барон», «Адвокат» и «Крах Антибиотика». А ведь сериал, созданный по книгам Андрея Константинова, имеет еще семь сезонов, рассказывающих полную историю журналиста, криминального авторитета и прекрасной Кати Званцевой (Ольга Дроздова/Анна Самохина). Русские «Стритрейсеры» с Алексеем Чадовым и Мариной Александровой же появились на волне популярности «Форсажей» и видеоигры Need for Speed. Пусть картину Олега Фесенко («Умножающий печаль») сложно назвать культовой, но познакомиться с ней точно стоит. Как минимум, из-за экшен-сцены с пролетом спорткара над разводящимся мостом.
«Жила-была девочка», 1944
Петербург неизменно прекрасен во все времена — подумали мы и решили рассказать о фильме, показывающем один из самых сложных периодов города — блокаду Ленинграда. Военная драма Виктора Эйсымонта («В добрый час!») и сценаристов Чарльза Клемента и Владимира Недоброво посвящена двум юным блокадницам: семилетней Настеньке (Нина Иванова) и пятилетней Катеньке (Наталья Защипина). Зрители смогут узнать, как доподлинно выглядел промерзший город на берегах Невы во времена тотального голода и страха. Федор Бондарчук в своем «Сталинграде» такого бы никогда не показал.