Канны-2023: немецкий режиссер Вим Вендерс отправился в Японию
Выйдя на финишную прямую, Каннский фестиваль показал один из последних фильмов конкурсной программы - "Прекрасные дни" немецкого классика Вима Вендерса, снятые в копродукции с Японией. Эта по-японски акварельная картина - подробнейшее погружение в одинокую жизнь пожилого "туалетного работника" Хираямы, по манере и силе воздействия напоминающее шедевр Шанталь Акерман "Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080", недавно возглавивший список лучших фильмов всех времен и народов.
Японское слово komorebi пытается передать мерцающую игру света и тени сквозь листву - именно оно точнее всего характеризует стиль картины Вендерса, написанной тонким пером и внимательной к малейшим колебаниям души героя. Это, пишет The Hollywood reporter, "фильм обманчивой простоты, наблюдающий за мельчайшими деталями рутинной жизни с такой ясностью, душевностью и сопереживанием, что вкупе они почти незаметно для зрителя обретают огромную эмоциональную силу". Это снова рассказ об одиночестве, почти без слов, интимность действа усилена форматом кадра 1.33:1.
О японских туалетах последнее время много пишут изумленные туристы - фильм Вендерса ведет в их отдельный мир: архитектурно причудливые, они подобны маленьким храмам. И герой фильма занимается их уборкой с тщанием усердного монаха, превращая свою нехитрую работу в акт искусства: у него свой "почерк", своя методика, свои принципы, которые он старается внушить своему младшему коллеге Такаши. По пути на работу в своем фургоне он слушает рок 60-х - The Rolling Stones, The Animals, The Kinks… Каждый день обедает на одной и той же скамейке в храмовом саду, пытаясь поймать своей старой фотокамерой игру света в листве. После работы заходит в местную баню сэнто помыться. Вечером читает, а потом видит черно-белые сны из своей прошлой жизни… В этой роли ветеран японского актерского цеха Кодзи Якусе.
Международное жюри ежедневного журнала Screen дало "Прекрасным дням" 2,9 балла, то есть картина Вендерса в этом журналистском рейтинге заняла второе место. На первом - по-прежнему "Опавшие листья" Аки Каурисмяки.
В пятницу прошли последние два фильма конкурса - "Химера", комедия итальянки Аличе Рорвахер, и "Старый дуб", социальная драма двойного лауреата "Золотой пальмовой ветви" британца Кена Лоуча о том, как в уэльской шахтерской деревне закрылся последний паб, и вместо рабочих здесь теперь селятся сирийские беженцы.
А тем временем подведены итоги второго по значению конкурса молодых кинематографистов "Особый взгляд". Здесь Гран-при получил фильм "Как заниматься сексом" Молли Мэннинг Уолкер (Великобритания). Новые лауреаты главного конкурса 76-го Каннского фестиваля будут объявлены на заключительной церемонии в субботу вечером.