Внутренний Довлатов
В екатеринбургском Центре современной драматургии с аншлагом прошли премьерные показы спектакля о Сергее Довлатове "Альбом с голубем". Впечатлениями от увиденного поделилась корреспондент "Уралинформбюро".
Новая театральная постановка Алексея Федорченко – это три истории о знакомстве писателя с женой. В разных произведениях Довлатов по-разному описывает эти события. Более того – есть еще одна, четвертая версия, которая принадлежит самой Елене Довлатовой (Ритман). Эти разночтения, обнаруженные авторами, и стали отправной точкой для пьесы, которую Федорченко написал в соавторстве с Лидой Канашовой.
На сцене с первых минут ждешь увидеть саркастичного и дерзкого двухметрового гиганта, о похождениях которого написаны тома мемуаров. Но Довлатов в исполнении Антона Бутакова другой. Это, если так можно выразиться, "внутренний" Довлатов, человек без кожи, немного по-детски наивный. Его образ Федорченко постепенно проявляет сквозь всю внешнюю "шелуху", как из негатива.
На сцене постоянно двое – сам Довлатов (Антон Бутаков) и его альтер эго (Григорий Ильин)
Может быть, поэтому в какой-то момент возникает ощущение, что ты смотришь спектакль как будто "изнутри Довлатова", и оно усиливается из-за постоянного присутствия на сцене альтер эго писателя (Григорий Ильин). После отъезда главного героя в Америку этот второй ложится на кровать с панцирной сеткой, накрывается с головой клетчатым байковым одеялом и исчезает, умирает для зрителя. Довольно буквальная иллюстрация к мысли про "оставил по эту сторону границы часть себя".
Байковые одеяла, кстати, как символ времени используются в спектакле везде – из них (а-ля "Большевичка") сшиты костюмы большинства персонажей, что и забавно, и выглядит так, точно ты попал в чужой сон о 1970-х годах. В таком же одеяле-пиджаке на поклон выходит и сам режиссер Федорченко.
"Альбом с голубем" – это, разумеется, слепок времени. Рваные чулки, в которых немедленно появляется лук, до содрогания узнаваемый образ советской функционерши, начальницы экскурсионного отдела, трясущейся над четырьмя методичками о Пушкине (Светлана Колесова). Непросыхающий хозяин комнатушки в Пушкинском заповеднике, который, впрочем, временами тоже подает признаки насыщенной внутренней жизни, например, выдавая по памяти ключевые даты из биографии Бенкендорфа.
Довлатов и Лена 2 (Юлия Грязева)
Постельные сцены в спектакле, как и в произведениях самого Довлатова, Федорченко скрывает за остроумными и кинематографичными "фигурами умолчания" (сцена с агитаторшей или тесный коммунальный душ с будущей женой).
В кадре актеры Сергей Колесов, Илья Калин, Антон Бутаков
Под песню "Перегары"в исполнении человека-оркестра Ильи Калина в постановку врываются обязательные для этой сцены потоки скоморошества, которые напоминают, что жизнь продолжается. Но также они и оттеняют, делают еще более зияющей личную драму, в которой, по сценарию, внутренняя эмиграция заканчивается реальным вынужденным отъездом за рубеж, где, как все помнят, Довлатов долго не мог прийти в себя и какое-то время совсем не писал.
"Альбом с голубем" – полный веселья и печали спектакль о последних годах жизни Довлатова в Советском Союзе. В кино Алексей Федорченко изобрел собственный жанр "комедия-реквием". Теперь он перенес его и на театральную сцену.
Елена МЕЗЕНОВА