Обновлено в 14:30
Минкульт исключил из экспертных советов по кино известных режиссеров и продюсеров, а также ряд журналистов, топ-менеджеров и представителей всех онлайн-кинотеатров. Приказ об изменении состава 26 мая подписала министр культуры Ольга Любимова. На это обратила внимание газета «Ведомости».
Теперь среди экспертов нет, например, режиссеров Алексея Учителя, Алексея Федорченко и Владимира Хотиненко. Исключены продюсеры Петр Ануров и Антон Златопольский, гендиректор Первого канала Константин Эрнст и гендиректор кинокомпании «Централ партнершип» Вадим Верещагин. Шоураннер «Яндекс.Студии» Дмитрий Нелидов и продюсер «Кинопоиска HD» Александра Ремизова также выведены из списков.
По оценкам «Ведомостей», число экспертов сократилось в разы. Например, совет по отбору игровых авторских и социально значимых фильмов уменьшился практически в три раза. Среди исключенных — редактор отдела «Медиа» газеты «Ведомости» Мария Истомина. Вот что она рассказала Business FM:
Мария Истомина редактор отдела «Медиа» газеты «Ведомости» «В 2023 году Минкультуры распределит на поддержку проектов кинематографии 11,5 млрд рублей. В ситуации, когда из [российского] проката ушел Голливуд, это выглядело как спасение отечественного кинопроизводства. Была надежда, что через пару лет кинотеатры получат достаточно хорошего контента и мы успешно пройдем импортозамещение. Сейчас это вызывает вопросы из-за того, что из состава экспертных советов вывели существенное число экспертов. Безусловно, там осталось достаточно достойных экспертов, но уменьшение их количества выявляет некую тенденцию, что сейчас экспертиза может складываться не на том уровне, на котором бы хотелось. Возникают вопросы о том, какие фильмы мы увидим в прокате через пару лет».
На место выбывших встали сотрудники самого Минкульта и новые эксперты. Так, в состав совета по отбору фильмов для детей вошли актер и депутат Госдумы Дмитрий Певцов, а также два представителя РПЦ. Членом совета по отбору игровых фильмов стал ведущий программы «Человек и закон» Алексей Пиманов. Исключенный из совета исполнительный директор фонда «Кинопрайм» Антон Малышев не видит в подобных изменениях ничего критичного:
— Решение Минкульта, ему виднее. Экспертный совет — это орган, решения которого носят рекомендательный характер. Это, скорее, рекомендации министру по поводу картин, их качества, это такой фильтр. Решение о поддержке проектов все равно принимает министр культуры. Экспертные советы в Минкульте работают уже лет десять. Все зависит от задачи, которую ставит министерство. В этом смысле министерство — заказчик и потребитель результатов работы этого органа. Экспертный совет, может быть, выглядит как атавизм, потому что все равно решение принимает Министерство культуры, и оно потом за него отвечает.
— Вводятся в том числе священнослужители.
— Теоретизировать сложновато. Но Дмитрия Рощина я, хоть и не очень близко, но знаю. Это не чужой кино и культуре человек. Учитывая, что сейчас много сценариев, которые затрагивают церковную тематику, наверное, логично, чтобы человек сразу мог дать комментарии.
Режиссер Алексей Федорченко говорит, что состав экспертного совета меняется ежегодно, поэтому на свое исключение из него реагирует спокойно:
— Этот совет собирается на один год, и каждый раз приглашаются разные люди. Меня исключают из экспертного совета, потом или приглашают, или не приглашают. То есть я непостоянно [участвую]: через год, через два. Смысл в этом есть, потому что это не просто совет, надо читать 30-40 сценариев. Это труд, который не оплачивается и занимает очень много времени.
— Тревоги не возникает, Учителя больше нет в списке, вас нет, Владимира Хотиненко?
— Их нет, могут появиться в следующем году. Почему-то убрали режиссеров, в основном это административные, продюсеры.
— Примерно 20 человек осталось.
— Не знаю, сколько будет сценариев на отсмотр, может быть, еще зависит от их количества. Давайте посмотрим по решениям этого совета, как он будет работать.
В 2022 году Минкульт определил приоритетные темы для госсубсидий кинопроизводства на 2023 год. Это темы сохранения традиционных ценностей, историческое кино, популяризация службы в армии и героизма российских военных.