Хлестаков в стране кошмаров. В Омск приехал карельский "Ревизор"
"Золотая маска в Омске" в самом разгаре. Делимся впечатлениями от кукольного хоррора, который позволил омичам взглянуть на бессмертное произведение Гоголя по-новому. На сцену, сколоченную в виде картины с перекошенной рамой, выползают герои бессмертного произведения Н. В. Гоголя. Их пропорции возмутительно искажены, а черты внешности гипертрофированы. Разглядеть хотя бы что-то человеческое в этих существах, словно бы явившихся тебе в кошмарном сне, очень и очень непросто. Театр кукол Республики Карелия из города Петрозаводск привёз в Омск "Ревизора" (16+) на "Золотую маску" и приятно шокировал всех. Такого Гоголя здесь точно не ожидали увидеть, хотя в сознании омичей ещё свежа память об эксцентричной постановке Incognito Анатолия Ледуховского (2016-2019 год). Кажется, что театр кукол просто создан для того, чтобы передать безграничную фантасмагорию гоголевских миров. У персонажей теперь не только фамилии говорящие, но и "рожи" вполне себе красноречивы (по-другому увиденное не опишешь). Но им и не нужно дублировать человеческий облик, детально восстанавливать историческую панораму XIX века. Внешнее уродство просто транслирует пустоту и искажённость внутреннего мира героев. Подобный приём весьма успешно (и тоже с куклами!) использовал в своём творении режиссёр Генри Селик. Речь о "Коралине в стране кошмаров" (2008). Там внешнее уродство потустороннего существа - колдуньи Бэльдам проявлялось по мере того, как она обнажала свою внутреннюю сущность. Скриншот из мультфильма "Коралина в стране кошмаров", 2008 год, производство Laika Entertainment, Pandemonium, режиссёр Генри Селик И вот в такой мир попадает мошенник Хлестаков. Здоровенная детина с пучком забавных рыжих волос и на этот раз обведёт вокруг пальца обитателей уездного города, преклоняющихся перед чином. Всё по гоголевскому канону. Метаморфозы мелкого чиновника по мере развития сюжета становятся уже визуальными. То и дело на сцену попеременно высовываются "лики" Хлестакова: от мала до велика. Уже под конец пьесы ощутивший собственную чрезвычайную важность герой на глазах превращается в гиганта, "генералиссимуса"! Чиновники-головастики художника Татьяны Нерсисян - это просто находка. Каждый персонаж наделён запоминающейся выразительной чертой, которая по-доброму заставляет "прикипеть" к персонажу. Отъехавшая челюсть Городничего как бы предваряет его впечатление от финальных событий пьесы. Внушительные груди супруги Городничего Анны Андреевны - её главный и весомый "аргумент" в любом споре. Химера с двумя головами - Бобчинский-Добчинский по харизме способен составить конкуренцию Хлестакову. Трусоватый Лука Лукич Хлопов вообще существует задом наперёд! Не обошлось и без технических сюрпризов. В какой-то момент у перенервничавшего судьи Ляпкина-Тяпкина из-за маски эффектно выпускаются целые клубы пара. А намагниченные тараканы в захолустной квартирке хаотично и неожиданно разбегаются по стене. Актёры справляются со своей задачей на громкое ура. Запрятанные за карикатурные и тяжеленные костюмы, они до максимума выжимают акцент на собственной пластике и голосах. Поразительно, но этот фантасмагоричный кукольный хоррор не только не отвлекает от содержания пьесы, но и в самой яркой и лаконичной форме обнажает её смыслы и идеи. В финальной трагической сцене облапошенный Городничий на коленях произносит своё знаменитое: "Над кем смеётесь? Над собой смеетесь!" Зрителю только и остаётся, что грустно посочувствовать свершившемуся моральному возмездию. Взятки, трусость, безразличие - это плохо, слепой страх перед начальством - тоже. Ну а что поделать, если спустя два столетия (!) пьеса Гоголя, к сожалению, не утратила своей актуальности ни на йоту? Фото: Андрей Кудрявцев, предоставлено Омской драмой