Двойник Сталина в Третьем рейхе закончил жизнь на дереве
16 июня 1881 года в семье Блюменталей-Тамариных, известного режиссёра и актёра Александра Эдуардовича и актрисы Марии Михайловны, урождённой Климовой, родился сын Всеволод. Его детство прошло на сцене. Уже в семь лет мальчик начинает играть детей.
В 1926-м он вспоминал: «Окончил Московское театральное училище. Был на первом семестре Тенишевского училища. Во время студенческих волнений мы выбросили из окна чертёжной подосланного полицейского шпика, в результате чего я и 35 студентов “вылетели” из института с “волчьими билетами”. После этого я решил бесповоротно – иду на сцену. Вступил в оперетту Шумана в Вильно, где отец был режиссёром».
В 1917-18 годах Всеволод Блюменталь-Тамарин играл в Харьковском драматическом театре. С удовольствием сотрудничал с большевиками. В декабре 1918-го появилось сообщение о том, что он примет участие в новом театре, создаваемом в помещении «Рабочего дома».
24 июня 1919-го Киев был взят частями Добровольческой армии под командованием генерала Май-Маевского. Находившийся в Харькове с начала июня 1919 г. в составе гастролировавшей здесь труппы МХТ Вадим Шверубович, описывая занятие города деникинцами, вспоминал: «Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В.А. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода Добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. … Блюменталь-Тамарин верхом на белом цирковом коне с огромным трёхцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на подарки “освободителям родины”».
В конце 1919-го большевики вернулись, Блюменталь-Тамарин оказался в ВЧК. И его мать кинулась к наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Мария Михайловна, надо заметить, была очень талантливой актрисой и хорошо ладила с большевиками (в 1925-м стала заслуженной артисткой РСФСР, в 1936-м – народной артисткой СССР, награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени). Всеволода выпустили, несмотря на то, что было обнаружено несколько его доносов на коллег в белую контрразведку.
В 1926-м в Москве торжественно отмечалось 25-летие сценической деятельности Всеволода Блюменталя-Тамарина. Луначарский огласил правительственное постановление о присвоении юбиляру звания заслуженного артиста РСФСР.
В 1940 г. Блюменталь-Тамарин в фильме «На дальней заставе» блестяще сыграл диверсанта-предателя, а через год и сам стал таковым.
Претензий к Советской власти у него быть не могло. В 1919-м ему персонально оставили хутор, в 1920-м простили проделки в деникинской армии, доносы на коллег и т.д. Как и мать, Всеволод был осыпан наградами. Луначарский подарил ему роскошную дачу в элитном посёлке НИЛ («Наука. Искусство. Литература») под Новым Иерусалимом.
Предположим, Блюменталь-Тамарин ненавидел Советскую власть по идейным соображениям. Так он, оказавшись 22 июня 1941-го в Черновцах, где собирал материалы о творчестве Лермонтова, мог бы там и остаться. 5 июля вошли в город германские и румынские части. Однако Блюменталю-Тамарину нужны были только «бабки» и слава. От красных, белых, нацистов – какая разница?! Посему Всеволод рванул в Москву, где собрал наиболее ценные вещи и архивы и свёз всё в НИЛ, хотя ему предлагалось место в спальном вагоне для эвакуации в Среднюю Азию. В ноябре в Новом Иерусалиме появились немцы, и Блюменталь-Тамарин с женой Инной Александровной, урождённой Лащилиной, предложили им свои услуги.
Гитлеровцы немедленно привлекли артиста к работе в секретной организации «Винета», входившей в состав министерства пропаганды Геббельса. Руководил конторой немец Эберхард Тауберг, а его помощником всю войну был Александр Павлович Альбов, врангелевский офицер, бежавший из Крыма. Кстати, сейчас в Севастополе поручикам Альбовым поставлен памятник.
В «Винете» работало несколько деятелей культуры, хорошо известных в узких кругах: Сергей Набоков, младший брат знаменитого писателя, дочь Фёдора Шаляпина Татьяна, известный ленинградский театральный режиссёр Сергей Радлов, его жена поэтесса Анна Радлова, певец Большого театра, исполнитель главных партий мировой оперной классики Иван Жадан.
Первая радиопередача «Винеты» из Германии на шести языках: русском, украинском, белорусском и трёх прибалтийских – состоялась 22 июня уже в 10 утра, то есть на два часа опередила Молотова, сообщившего советскому народу о вероломном нападении Германии.
По классификации армии США эту радиостанцию можно назвать «белой», поскольку её авторы и дикторы не скрывали, что находятся в Берлине. Но кроме неё под крылом «Винеты» работали три «чёрные» радиостанции, основанные якобы оппозиционными советской власти группами в подполье на территории СССР.
Любопытно, что «чёрные» «Винеты» начинали и заканчивали свои передачи «Интернационалом». В их передачах содержалась искажённая информация о положении на фронтах, о выдуманных восстаниях и антивоенных митингах красноармейцев и рабочих, о массовых их расстрелах, о диверсиях на предприятиях и железных дорогах, убийствах партийных функционеров и т.д. За годы войны «Винета» сильно разрослась, на январь 1944-го в её состав входило 932 сотрудника.
До августа 1943-го она имела штаб-квартиру в Берлине, но после разрушения её союзной авиацией перебралась в Кёнигсберг.
Блюменталь-Тамарин быстро сделал карьеру в «Винете». Уже 2 февраля 1942 г. он выступил по радио с обращением, в котором призывал соотечественников не защищать сталинский режим и сдаваться, а население на захваченных территориях – сотрудничать с оккупантами.
Передачи стали регулярными: они выходили в эфир каждый вторник и четверг в 18:00. Имитируя голос Сталина, Блюменталь-Тамарин озвучивал фальсифицированные указы советского правительства. 27 марта 1942 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР заочно приговорила Блюменталя-Тамарина к смертной казни. А он продолжал играть на берлинской сцене, писал антисемитские брошюры.
В декабре 1942-го немцы сообщили Блюменталю, что к ним перебежал красноармеец, представившийся его племянником Игорем Миклашевским. Матерью Игоря была гречанка Августа Миклашевская, урождённая Спиро. Вся жизнь её прошла в театре. В 1911-м Августа обвенчалась с адвокатом Сергеем Миклашевским, но в том же году его бросила. В 1918-м прижила от танцовщика Льва Лащилина сына Игоря. Однако артист был женат, Игорю дали отчество Львович, но фамилию – Миклашевский. Поскольку сестра Льва Инна была замужем за Всеволодом Блюменталем-Тамариным, мальчик с 8 лет (с 1926 г.) постоянно бывал в доме тёти и дяди. Война помешала Игорю стать чемпионом СССР по боксу. При этом молодой человек блестяще владел немецким.
Оказавшись в плену, Миклашевский успешно прошёл все проверки, и ему разрешили встретиться с любимым дядей. У них установились дружеские отношения. Игорь начал выполнять обязанности охранника дяди.
Блюменталь-Тамарин познакомил племянника с государственной актрисой Третьего рейха Ольгой Чеховой. Знал бы дядя Сева, что Миклашевский – агент НКВД и имеет задание убить самого фюрера. Помогать Игорю в ликвидации должны были Ольга Чехова, князь Януш Радзивилл и трое белогвардейских офицеров, приехавших в Берлин из Югославии. Увы, сейчас в России славят Врангеля и Ко, а имена этих трёх русских патриотов до сих пор засекречены.
По политическим причинам Сталин отменил покушение на Гитлера. А Миклашевский и его коллеги по операции выполняли иные задачи. Заодно Игорь 10 мая 1945-го в городе Мюнзингене повесил на дереве «любимого» дядю, приведя в исполнение приговор советского суда.
Вся русскоязычная компания из «Винеты» во главе с Александром Альбовым драпанула в США, где продолжила пропагандистскую деятельность, но уже с иными хозяевами.
Миклашевский выполнял задания во Франции. В 1947-м вернулся в Москву, получил орден Красного Знамени и до выхода на пенсию работал тренером в спортивном обществе «Трудовые резервы».
В 1993-м наши «демократы» реабилитировали Блюменталя-Тамарина «по формальным обстоятельствам», согласно статье 5 федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий».
А в «демократической» Англии с германскими радиопропагандистами расправлялись свирепо. Так, с декабря 1940-го и до мая 1945-го комментатором германского вещания на Англию, был «лорд Хау-Хау» – Уильям Джойс. Родился он в Америке, с 1940-го был гражданином Германии. Англичане привлекли его по статье «измена родине», не уточняя, какой. 9 января 1946 г. «лорд Хау-Хау» был повешен. Британские объективные юристы называют его процесс бредом. Но в Англии до сих пор никому не приходит в голову реабилитировать Уильяма Джойса.