Обновленный Театр Гоголя представляет первую премьеру на своей Основной сцене - мистическую драму "Гроза. Искушение"

Премьера спектакля "Гроза. Искушение", Театр Гоголя, Москва, 7 и 14 июня

Обновленный Театр Гоголя представляет первую премьеру на своей Основной сцене - мистическую драму "Гроза. Искушение"
© Российская Газета

Обновленный Театр Гоголя представляет первую премьеру на своей Основной сцене - мистическую драму "Гроза. Искушение". За пьесу Александра Островского взялся художественный руководитель театра Антон Яковлев, который давно хотел поработать с этим классическим сюжетом. При этом текст дает свободу действий: "Грозу" можно ставить как театр абсурда, а можно как фантастический реализм, отмечает он.

"Для меня в "Грозе" главная тема - искушение, которое в этой пьесе есть у каждого, как способ уйти от болезненной реальности, - подчеркивает режиссер. - На мой взгляд, сегодня любая классика должна интерпретироваться ярко, остро, актуально. Для этого театр должен использовать современные средства, но при этом не заниматься примитивным искажением авторского текста. В моей "Грозе" я говорю о тех же самых страстях, которые волновали людей 200 лет назад и продолжают волновать сегодня, потому что по природе своей человек не меняется".

По сути, в основе пьесы - вечный библейский сюжет. Но место змея, кажется, в трактовке Театра Гоголя занимают муравьи - по всей сцене то там, то тут высятся муравейники, суетливое копошение насекомых зритель наблюдает и на экранах, а в какой-то момент Катерина (Любовь Константинова, которую зритель узнает по ее роли в недавней кинопремьере "Праведник") и Варвара (Алена Гончарова и Мария Свирид) надевают защитные костюмы и внезапно начинается дезактивация. Героини пытаются вытравить этих муравьев специальным растровом, вытравить, по Ницше, "человеческое, слишком человеческое" (копошение в муравейнике - не копошение ли нашей жизни со всеми ее страстями?), то самое искушение.

Роль Кабанихи исполняет народная артистка Ольга Наумова. Когда тиранша появляется на сцене, у домочадцев начинаются судороги - подергиваются руки, нервно моргают глаза, ломаными становятся движения. Так жмурятся от взмаха руки дети, привыкшие к тумакам по любому поводу. "Тумаки" раздает всем и старуха, пытаясь подавить любую свободную волю и подчинить себе. Странница Феклуша в этой постановке превратилась в странника Фекла (Андрей Ребенков), постоянно поддакивающего купчихе и выдающего ее слова за непререкаемые истины, пропевая их на манер церковной молитвы.

В сценическую ткань режиссер включает видеоролики - параллельно действию зритель видит на экранах героев крупным планом (показывают при этом не то, что происходит на сцене, а отдельные отрывки), что позволяет как бы более пристально рассмотреть мотивы и чувства героев. Но гораздо трогательнее интерактивных средств - луч, в который поначалу Катерина входит с легкостью, а дальше уже только пытается войти или хотя бы до него дотянуться. Все мы помним, что она сама "луч света в темном царстве", но искушение постепенно начинает разъедать этот ее свет. А еще все мы помним, что Катерину очень жалко. Но в спектакле фокус смещается: человек - сам себе судьба.