Войти в почту

"Между двух миров": о свете внутри человека и великой любви

Спектакль основан на пьесе Семёна Ан-ского "Диббук", написанной в начале прошлого века, но усилиями всей постановочной команды он смотрится свежо. А его сюжет хоть и фантастичен, но его поистине можно назвать нестареющим. Постановка режиссёра Нины Чусовой приоткрывает зрителям окно в трагичную мистическую историю, где каждый найдёт, где поплакать и посмеяться, и задумается: а на что ты готов ради любви? В центре сюжета – драма двух влюблённых, Хонона и Лии, что по законам жанра, конечно же, не могут беспрепятственно составить друг другу счастье. Отец Лии нашёл для девушки куда более выгодного и состоятельного жениха, чем небогатый, но умный Хонон. Юноша от отчаяния и безысходности своего положения решается уйти от веры и искать помощи в запретном магическом искусстве, отчего и погибает. Постановка имеет размах античной трагедии или шекспировской драмы – можно смело заявить, что все основополагающие каноны соблюдены. Но, несмотря на всем понятный и знакомый сюжет, уже не раз в различных формах осмысленный за всю историю мировой художественной культуры, это прежде всего история о людях, об их чувствах и мыслях, о любви столь сильной, что ей не стала преградой сама смерть. Первый акт – фактурный, в нём много экспозиции, много массовых сцен, призванных не только рассказать нам историю, но и погрузить в атмосферу жизни еврейского общества. Несомненно, все подобные сцены мастерски отражают весь тот особенный колорит, который важен для понимания множества тонкостей внутри сюжета. Нина Чусова превратила ансамбль спектакля в настоящую, полную жизни и различных связей общину. В лёгкой форме диалогов второстепенных персонажей зрителю повествуется о магических практиках, о предыстории главных персонажей, о традициях и укладе этого общества, о мире, в котором живут эти люди. Именно с массовыми сценами, к тому же, связаны все комические моменты постановки. В чём-то карикатурные образы по-хорошему контрастируют с личной драмой основных героев, чем создаётся баланс между трагедией и смешным. И, конечно, в первом акте мы узнаем, в том числе, историю любви Хонона и Лии. На пресс-показе 30 мая роль Хонона представил Ярослав Баярунас. Ему удалось создать образ эдакого героя-трикстера, в своём отчаянии решительного настолько, чтобы попрать устои общества и законы бога – обратиться к каббале, мистической практике. Но в его характере есть и другая сторона. Та, к которой зритель, наверное, может проникнуться более всех остальных – трогательная, робкая, потрясающе выразительная, нежная любовь к Лии. И вся его решимость направлена только лишь на то, чтобы это чувство сохранить, чтоб никогда не разлучаться со своей избранницей, даже после своей смерти. Наверное, самым ярким проявлением этого чувства можно назвать дуэт Хонона и Лии, отсылающий нас к одной из книг Библии – Песни Песней. То, как лирично звучит этот дуэт, не оставляет равнодушным к судьбе этой пары никого в зале, и именно из этого музыкального номера взят рефрен, алой нитью пронизывающий весь спектакль. Главная роль – всегда ответственна, но в этом мюзикле она сложна своим дуализмом. После своей смерти Хонон, не принятый ни небесами, ни адом, обращается в злого духа – диббука. И этот образ, возникающий в самом конце первого акта, разительно отличается от того светлого юноши, которого мы видели на сцене раньше. По сути, перед артистом стоит задача совместить в одном персонаже два характера и в Хононе-диббуке заново отыскать Хонона-человека, привести своего героя обратно к свету. Это осложняется тем, что потусторонняя сущность не способна на движение – между двух миров ей не доступно это. Как Хонон-дух сам кричит в одной из своих арий, «нет пути ни простого, ни трудного». Во втором акте в диббуке обостряются все страшные черты, тени которых мы видели в Хононе до его смерти. Его музыкальная тема и голос, подчёркнутый современными звуковыми эффектами, также изменяются – от лирического звучания они переходят на полноценный рок. Но даже здесь, превратившись в потустороннюю сущность, Хонон стремится быть со своей возлюбленной – тем единственным способом, который остаётся ему доступным. Во всех сценах с мистической составляющей активно используется потрясающая работа со светом и проекциями – оттого спектакль смотрится очень современным, а эффекты порой напоминают кино. Так, после смерти Хонона, мы можем заметить его тень, гуляющую по стенам во время разговоров Лии с няней, а когда появляется диббук, лица артистов перемешиваются в проекциях по всей сцене, как бы олицетворяя их единение и в то же время переход из одного состояния в иное, как бы помещая их как раз между земного существования и призрачного. Лия в исполнении Валерии Ланской – довольно классический для подобной истории образ. Благочестивая девушка-мечтательница, чистая и любящая, кроткая и скромная. Вместе с тем она, как и Хонон, верит не в общепринятое, а в то, что считает правильным. Лия сама предрасположена к мистической стороне жизни – это хорошо заметно и в её убеждениях, и в её действиях. В ключевой сцене танца с нищими она по-своему впадает в отчаяние от того, что вынуждена идти под венец с чужим ей человеком вместо предназначенного ей суженого. И именно она в спектакле становится главным предвестником появления диббука – накануне своей свадьбы она зовет покойного возлюбленного на свою свадьбу, тем самым открывая ему дорогу в мир живых. Ещё одним ярким элементом спектакля является хореография – все сцены, от ансамблевых номеров до изгнания диббука, имеют свой неповторимы стиль, а каждому герою здесь дан совершенно особенный язык тела. Отдельно хочется выделить те моменты, в которых Лию пытаются разделить с Хононом-духом – наверное, нет способа показать это лучше, чем через этот невероятный пластический рисунок, который видит зритель. Наверное, самым интересным в спектакле будет осознание, что здесь нет конкретных виновников. Даже препятствующий любви героев отец всего лишь хочет обеспеченного будущего для своей дочери, даже не подозревая о роковой ошибке, которую совершает. Именно поэтому история и несёт в себе такой человеческий характер и становится близка зрителю даже несмотря на экстравагантность в подаче и особенности еврейской культуры, с которой не всякий знаком. Развязка, как и положено в таких сюжетах, трагическая – влюблённые погибают, чтобы воссоединиться в загробной жизни. Но каждый герой здесь проходит собственную дорогу, раскрывая собственный внутренний свет. Отец Лии, Сендер, готов каяться за свою алчность, Хонон перестаёт быть злым духом, становясь обычной чистой душой, а Лия оказывается решительной и обретает смелость быть, наконец, с тем, кого любит. В этом спектакле вы найдёте всё – и социальную драму, и любовную трагедию, и глубокие смыслы, трагикомичное наполнение, яркие эффекты, запоминающиеся музыкальные номера и прекрасную игру актёров, обернутые в мистическую атмосферу и культурные особенности. Казалось бы, современного зрителя трудно удивить классическим сюжетом о любви. Но мюзиклу "Между двух миров" удается и изумить, и растрогать каждого.

"Между двух миров": о свете внутри человека и великой любви
© Ревизор.ru