Денис Мацуев завершил сольным концертом "Фестиваль трех юбилеев"
Всемирно известный российский пианист, народный артист России завершил сольным концертом "Фестиваль трех юбилеев" в Нижегородской филармонии. Фестиваль в столице Приволжья был посвящен 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова, Максима Горького и Федора Шаляпина.
Основу пяти разножанровых программ смотра составили произведения классического и современного искусства, лучшие образцы академической музыки и шедевры литературы. В концертах фестиваля приняли участие выдающиеся дирижеры, музыканты и вокалисты, хоровые и симфонические коллективы, известные артисты театра и кино. Среди гостей фестиваля - Денис Мацуев и Юрий Башмет, камерный ансамбль "Солисты Москвы", Хоровая капелла им. Юрлова, Хор Свешникова, солисты ведущих оперных театров, артисты МХТ им. Чехова.
Ольга Томина, худрук-директор Нижегородской филармонии им. Ростроповича, объясняет: "Нынешний "Фестиваль трех юбилеев" - это своеобразная "машина времени". Она возвращает нас в эпоху трех гениев - Рахманинова, Горького и Шаляпина, которых объединяла творческая и человеческая дружба, связанная с Нижним Новгородом".
На открытии фестиваля симфонический оркестр Нижегородской филармонии под управлением своего нового главного дирижера Владимира Понькина исполнил Рахманинова. Спустя день Владимир Понькин снова встал за пульт нижегородского коллектива в концерте, посвященном Шаляпину. В концерте-приношении выступили прославленные басы оперной труппы Мариинского театра: Владимир Ванеев и его ученики, лауреаты международных конкурсов Мирослав Молчанов и Глеб Перязев.
Фото: Роман Бородин/ Пресс-служба Нижегородской филармонии им. М. Ростроповича
В афише двух последних дней фестиваля приняли участие "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета и пианист Денис Мацуев. Трогательный литературно-музыкальный вечер "Истории любви" - артисты чеховского МХТ Михаил Пореченков, Авангард Леонтьев, Игорь Золотовицкий, Кристина Бабушкина и Наташа Швец читали рассказы Чехова, Горького, Куприна и Бунина. Горьковский "Рассказ о безответной любви" сменялся чеховским "Рассказом госпожи NN", а тот "Святой любвью" Куприна. Разнообразие чувств и граней любви героев искусно соединил в своей музыке московский композитор Кузьма Бодров (он же был за роялем в составе камерного ансамбля на сцене).
А завершением "Фестиваля трех юбилеев" и всего музыкального сезона Нижегородской филармонии стал сольный концерт народного артиста России, всемирно известного пианиста Дениса Мацуева. Единственное выступление Мацуева стало неожиданным сюрпризом даже для самых верных поклонников его таланта.
Любопытно было услышать избранные фортепианные сочинения Сергея Рахманинова, обрамленные чередой фирменных мацуевских "бисов". Денис отметил, что таких пьес у него набралось за годы гастролей уже до двухсот! Ну а в рамках такого концерта-биса спонтанный выбор был еще обусловлен сиюминутным решением и исполнительской волей артиста. Тем больше интриги сохранялось в процессе самого клавирабенда.
Некоторые из пьес, выбранных Денисом, составляли основу репертуара Рахманинова-пианиста. Барочная орнаментика Арии с вариациями Георга Фридриха Генделя сменилась бурным финалом 17-й Сонаты Людвига ван Бетховена и умиротворенным Экспромтом № 3, соч.90 Франца Шуберта. Каждый из номеров Денис предварял какой-то короткой и незатейливой историей о том, как у него возник данный бис в репертуаре, чем он его привлек.
Фото: Роман Бородин/ Пресс-служба Нижегородской филармонии им. М. Ростроповича
Например, головокружительный экзерсис "Жонглёр" Морица Мошковского возник благодаря одной из записей легендарного Владимира Горовица, недавно изданного альбома с ранее неизвестного сольного концерта музыканта. Так же - со стремительным "Престо" Франсиса Пуленка (длительность этой миниатюры не превышает одной минуты!). Виртуозности и яркого темперамента Мацуеву не занимать, и эта вещь пролетела у него буквально на одном дыхании.
Русскую линию программы продолжили миниатюры Май ("Белые ночи") и Октябрь ("Осенняя песнь") из цикла характеристических пьес "Времена года" Петра Ильича Чайковского, а также два этюда Александра Скрябина. Концерт завершил финал Второй сонаты Сергея Рахманинова.
Публика, покоренная искусством вдохновенной игры Мацуева, никак не желала его отпускать со сцены. В награду Денис преподнес любимой аудитории еще несколько щедрых музыкальных сюрпризов - элегантный Этюд Яна Сибелиуса и попурри на джазовые темы и народные мотивы из "Пер Гюнта" Эдварда Грига. Стихийная бравада пассажей пьесы "В пещере горного короля", сформировавшаяся из темы знаменитой "Песни Сольвейг", воссоздала мистическую атмосферу троллей и злых духов норвежских фьордов.
Дословно
Пианист Денис Мацуев:
"Бисы - это совершенно удивительное особое состояние не только для каждого музыканта, но и для публики тоже, потому что обычно они идут после основной программы, а сегодня составляют ее основу.
Я обожаю бисы. Обычно их считают как бы третьим отделением концерта, своего рода десертом для публики. Существует огромная свобода в выборе бисов. Каждый раз, когда я сажусь на банкетку, решаю, что буду исполнять в данный момент здесь и сейчас. Я никогда специально бисы не готовлю. Каждый из них у меня в пальцах и в голове.
Интрига каждого концерта в том и состоит - я не знаю, что буду играть. В этом есть некая спонтанность и свежесть.
"Каркас" программы концерта составили произведения Сергея Васильевича Рахманинова - одного из юбиляров нижегородского фестиваля. Наш великий русский гений был талантлив во всех трех ипостасях - композитора, пианиста и дирижера. Рахманинов для меня - это икона, как и для миллионов исполнителей и любителей классической музыки. Фортепианное наследие Рахманинова как исполнителя бесценно. Его интерпретации уникальны, каждая из пьес композитора - это абсолютный шедевр. Каждый день по всему миру звучит его гениальная музыка, которая и есть самое лучшее лекарство в любой точке нашей Земли".