Войти в почту

В Пушкинский день артисты Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко выступили на закрытии фестиваля "Красная площадь"

Почти полтора столетия с театральных сцен и концертных залов звучат музыкальные сочинения, написанные на произведения Александра Сергеевича Пушкина. Слово Пушкина особо открывается через сочинения композиторов.

В Пушкинский день артисты Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко выступили на закрытии фестиваля "Красная площадь"
© Российская Газета

Празднование Пушкинского дня в день рождения поэта 6 июня стало частью фестивальной программы "Красной площади". В честь события на большом литературном празднике говорили о поэте, читали его стихи, исполняли песни, ставили театральные этюды.

Заключительным аккордом фестиваля стал концерт ведущих оперных мастеров Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Артисты представили избранные романсы и арии из опер по произведениям поэта на музыку Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Петра Чайковского, Эдуарда Направника, Николая Римского-Корсакова и Сергея Рахманинова. Невзирая на поздний вечер, обширную разнообразную программу и прохладный ветер, гости занимали очередь перед входом на концерт, вслушиваясь в саунд-чек музыкантов.

"Программу сегодняшнего концерта составляла режиссер Людмила Налетова и Светлана Ефимова (помощница художественного руководителя по музыкальной части и концертмейстер), хотя, конечно, я тоже помогал в составлении программы. В этом году у нас получился вечер камерной музыки для голоса и фортепиано. Наши артисты оперной труппы исполнят избранные романсы и отрывки из опер по произведениям Пушкина" - рассказал "РГ" художественный руководитель МАМТ Александр Титель.

Русская музыка почти с самых ранних этапов своего развития всегда была неразрывно связана с литературой.

Вспомнить только монументальную эпическую оперу Михаила Глинки "Руслан и Людмила", которая определила все последующее развитие национальной музыки. Трагедию царя изобразил Модест Мусоргский в народной музыкальной драме "Борис Годунов". "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Петра Чайковского открыли лирико-психологическую грань музыкального искусства. Новую страницу оперного жанра ХХ века открыли "Сказка о царе Салтане" и "Золотой петушок" Николая Римского-Корсакова.

О роли Пушкина в музыке рассказал Александр Титель: "Мало авторов по творчеству столь всеобъемлющих и близких природе музыкального театра. Кроме Пушкина из таких гениев я могу вспомнить Шекспира и Гете. Александр Сергеевич - один из самых музыкальных авторов. Почти все оперы по Пушкину стали великими и заняли особое место в истории русской музыки: взять, к примеру, "Руслана и Людмилу" Глинки, "Бориса Годунова" Мусоргского, "Пиковую даму" и "Евгения Онегина" Чайковского. Последняя из них, несмотря на внешнюю потерю пушкинского поэтического ритма и изменения в либретто в сравнении с литературным источником, стала самой любимой русской оперой. И если в народе спросить, какие оперы они знают и любят, то все, в первую очередь, вспомнят "Евгения Онегина"".

Действительно, почти каждый сможет пропеть знаменитые строчки, например, "Куда, куда Вы удалились" или "Я люблю Вас, Ольга". Лариса Андреева и Дарья Терехова представили другой маленький шедевр из оперы - хор девушек "Девицы красавицы", стилизованный под народную песню. Восторженный молодой поэт Ленский в своей арии "Я люблю Вас, Ольга" в исполнении Дмитрия Никанорова согрел сердца всех слушателей.

Но если литературный Онегин все равно адаптирован под музыкальный театр, то в опере "Каменный гость" Даргомыжского единственное изменение, пожалуй, это имя героя с Дон Гуана на более привычного на слух Дон Жуана. Мелодизированная пушкинская речь зазвучала по-новому, да еще и в испанском жарком колорите, как, например, в песне Лауры "Оделась туманом Гренада", а картину дополнили кастаньеты. В таком же духе написана серенада-дуэт Даргомыжского "Рыцари" (на стих "Пред испанкой благородной").

"Алеко" Сергея Рахманинова - другой пример работы с пушкинским словом. Дипломная работа 19-летнего композитора поразила самого Петра Ильича, помогавшего с первой постановкой и рукоплескавшего стоя после спектакля. Либреттистом оперы был сам Владимир Немирович-Данченко. Муки сомнения главного героя очень точно переданы в каватине Алеко, которая к тому же является драматургическим центром всей оперы. И как выразительно ее исполнил Андрей Батуркин.

Не прошли мимо бессменных "визитных карточек" пушкинской поэзии в музыке: по-особому публика приняла "Не пой красавица при мне" Рахманинова у Ирины Ващенко, а "Я помню чудное мгновенье" Глинки зрители спели практически вместе с музыкантами на сцене. Дарья Терехова поразила публику филигранным мастерством в колоритной арии Шамаханской царицы из "Золотого петушка".

Из пушкинских опер совершенно важное место занимает "Пиковая дама" Чайковского. Опера наполнена контрастными образами и яркими номерами. Совершенно лирический дуэт Лизы и Полины в исполнении Ирины Ващенко и Ларисы Андреевой открыл вечер. А под его конец - роковая ария "Что наша жизнь? Игра!" в блестящем исполнении Николая Ерохина. Завершил вечер таинственный романс "Пророк" Римского-Корсакова, оставляющий слушателям мысли о великом искусстве и его бессмертии.