"Иногда возраст принимать трудно". Самый знаменитый "егерь" России Виктор Бычков - о людях и ролях
Немногословный философ Кузьмич в культовом фильме "Особенности национальной охоты" стал совершенно новым комичным образом нашего кино. Виктор Бычков признается: после премьеры фильма известность на него не то что свалилась, а постепенно накатывала волной. Впрочем, подобным волнам он не позволяет накрыть себя с головой. Поэтому - совершенно не звездный, простой и открытый монолог популярного актера о жизни и о себе.
Пока достаешь очки
Между хорошим человеком и хорошим профессионалом я выберу хорошего человека. Быть хорошим человеком - это намного больше, чем профессия. Понимаете, с возрастом жизненная оптика становится более четкой. С годами все чаще достаешь очки, и пока ты их достаешь, у тебя есть время подумать. Это как четки для восточного человека: пока перебираешь - думаешь, взвешиваешь. Я понял одну простую истину: в жизни очень много зависит от обстоятельств. В нынешних обстоятельствах многие слова поменяли смысл.
Возраст? Иногда его принимать трудно, иногда нет. Бывает, что мне нравится мой возраст. Становлюсь сентиментальней, иногда хочется поплакать. Что есть у возраста хорошего? Ты можешь кому-то помочь. Ты начинаешь понимать фразу "Когда деревья были большими", только когда вырастешь. По-другому никак. С возрастом ты можешь подсказать - у тебя есть уже опыт.
Между хорошим человеком и хорошим профессионалом я выберу хорошего человека. Это намного сложнее
Я застал еще время, когда люди ночами стояли в очереди у кассы Театра имени Ленсовета, чтобы купить билет на спектакль, где играла Алиса Бруновна Фрейндлих. Я это видел собственными глазами. Но я застал и увядание этого театра: когда Алиса Бруновна ушла из него, то его главреж и ее бывший муж Игорь Владимиров на подсознании искал среди артисток новую Алису. А ее не было и не будет.
...Часто слышим слово "менталитет". Что только под него не подгоняют! По мне менталитет - это, по Чехову, когда каждый день по капле выдавливаешь из себя раба. Кристаллизуешься, становишься сложным, но интересным для себя человеком. Поэтому и не теряешь интерес к жизни. А если ты утвердился и закостенел, что в этом хорошего? Примечательно, что эти "рабские капли" с годами становятся все крупнее, и выдавливать их из себя становится легче.
Хронический крест
Был период в моей жизни, когда я был игроманом, у меня не было семьи, и я через игру пытался получить некую значимость. А это же болезнь! Тяжелая, хроническая болезнь. Я вслух не могу даже произнести, сколько денег в казино просаживал. Даже в американском Лас-Вегасе играл.
Чем страшны зависимости, такие как алкоголизм, наркомания и игромания? Ты теряешь объективную оценку в отношении себя, теряешь реалии жизни. Допускаешь к себе людей, сближаться с которыми нельзя. Я это все знал, на подсознании чувствовал и очень страдал от этого, и мама моя тоже очень от этого страдала. Полина, моя жена, как-то мне сказала: "Если ты меня любишь, брось играть, пожалуйста". Я месяц не играл, она говорит: "Витя, что ты хочешь?" Я сказал: "Компьютер". Купили. С той поры я не играю.
Но это не говорит, что я полностью освободился от зависимости. Ты всю жизнь несешь тяжкий крест хронического заболевания и всю жизнь идешь по минному полю.
Талантам надо помогать
Вы даже не представляете, сколько талантливейших актеров живет в провинции! Их дальше этой самой провинции никто и не узнает. Я раньше не понимал фразу "талантам надо помогать". А с возрастом понял, обязательно надо помогать.
А вот меня нашел режиссер Александр Владимирович Рогожкин. Я всю жизнь благодарен случаю, который помог исправить мои тридцать две ошибки в сочинении, когда я поступал в институт. Когда Рогожкин предложил мне играть Кузьмича, его отговаривали. Говорили: "Бычков такой строптивый, он такой трибун, все на баррикады норовит". А он писал роль Кузьмича специально для меня. После картины "Особенности национальной охоты" я не проснулся знаменитым. Это Леша Булдаков проснулся знаменитым. А меня даже не узнавали. Узнаваемость после "Охоты" пришла постепенно, плавно как-то.
По иным законам
Был период, когда я часто ездил из Петербурга в Москву и назад на "Красной стреле", тогда еще никаких скоростных "Сапсанов" не было. Мне платили суточные, и я на них мог зайти в ресторан: взять сто граммов водки, солянку, салат из капусты и кусочек черного хлеба. Что я и делал.
Как-то я пришел - все места заняты, слышу, меня окликает молодой человек: "Виктор Николаевич, садитесь ко мне за столик. Здесь место есть". Я сел, поблагодарил его, сделал свой традиционный заказ. Ему принесли раньше, он мне налил и тут же говорит: "Ну, Витек, давай выпьем..." Потом принесли мне, я ему налил. Он мне все "ты" да "ты". Я закончил трапезу, расплатился, заказал еще графинчик водки. Принесли, я ставлю перед ним и говорю: "А это вам". И пошел. Он изменился в лице и тут же говорит: "Виктор Николаевич, ну куда же вы?" Есть люди, которые такими законами тюрьмы тебя проверяют.
...Вспомнил сейчас фильм "Кукушка". Как он появился? Как-то в Финляндии я сказал актеру Вилле Хаапасало: "Давай напишем пьесу о людях, зажатых обстоятельствами". Поговорили, но ничего не написали. Прошло время, мы пришли к Александру Владимировичу Рогожкину и рассказали ему о нашей задумке. Мы выпивали, хорошо разговаривали, а через три дня Рогожкин написал сценарий. Вот так начиналась картина "Кукушка". И он нас с Вилле позвал в этот фильм сниматься. Рогожкин никогда не предавал, он очень целостный человек. Я играл, а он мне говорил: "Вить, это близко к Кузьмичу...", и я сбавлял.
Актеры - они же как дети, мы порой ярко делаем то, что нам правильно объясняют. Александр Владимирович нам с Вилле давал возможность играть каждую сцену по единственному дублю. Неправильно сыграл - в корзину. Было очень жестко. Кстати, я заметил: у пьющего получается яркая краска, но одна. А у непьющего красок целая палитра.
О дружбе
Мой Вилле Хаапасало? Нас познакомил Рогожкин, по работе мы с ним очень даже сошлись. Мне казалось, что это дружба. Ведь когда ты очаровываешься человеком, то многое не замечаешь. Он десять лет ночевал в моей квартире, я уступал ему свою постель, а сам спал на полу. Вот такие у нас с ним были отношения.
Но когда с моей женой Полиной случился инсульт, он даже не позвонил. Я сказал это для того, чтобы вы поняли, а не для того, чтобы показать обиду.
Я посчитал это моментом предательства и отошел от него. Когда мы с ним расставались, я сказал, что в моем понимании дружба - это когда все пополам, а этого не было. Полина мне объяснила потом, что мой Вилле - это образ, который я сам себе придумал. Вот и все.
Я Полине благодарен за все. За любовь, за то, что я живой. Когда ее не было, я губил свою жизнь. Только благодаря Полине я стал другим человеком. Это она меня, другого, открыла. Три года я живу совершенно в других обстоятельствах, моя жена в инвалидной коляске после инсульта, и я думаю в большей степени о ней, а не о себе.
Про Беларусь и маму
Беларусь для меня - это коллектив "Песняры", с ними я выступал на одном концерте, на одной сцене. Беларусь - это изумительный гид, который провел для меня экскурсию по Брестской крепости. Я не помню его имя, а экскурсию запомнил. Это было до дрожи, до самого настоящего потрясения. Белорусы - открытые, красивые, интеллигентные люди. У белорусов несколько культур слилось очень гармонично. Там интеллигенция в самом высоком смысле этого слова. .
Мама моя, Раиса Андреевна Бычкова... Я могу у нее на могиле похвастаться чем-то хорошим. Про не очень хорошее пытаюсь ей объяснить. Мне кажется порой, что она сидит там, в своем далеке на скамеечке, в платочке. Если у меня все хорошо, то она гордая за меня. Если у меня что-то не очень хорошо, она печалится. Я это никогда не забываю и стараюсь, чтобы и на том свете она за меня меньше печалилась.
Визитная карточка
Виктор Бычков - актер, лауреат Государственной премии РФ. Родился в 1954 году в Ленинграде. Первую роль сыграл в пионерском лагере. Известность к артисту пришла после роли егеря Кузьмича в картинах "Особенности национальной охоты" и "Особенности национальной рыбалки". Снялся в 96 фильмах, сыграл десятки ролей на театральной сцене. Женат третьим браком. Отец четверых детей.