Предприниматель о том, как вдохнуть жизнь в деревню: «Все началось с просьбы бабушек»
Больше, чем клуб Что представляет собой проект общественного центра и как появилась эта идея? — Здесь будет большое здание районного масштаба на 850 квадратных метров. И оно будет сочетать самые разные функции. Начался этот проект с того, что бабушки – жительницы этой деревни сказали, что им нужен клуб. Но надо понимать, что такое заведение было бы неэффективным ни с экономической, ни с какой другой точки зрения. И мы стали обсуждать, какие еще проблемы общественный центр может решить. Мы решили, что в этом здании будет пекарня. Вопрос со свежим хлебом в Малом Турыше актуальный – хлеб, как и другие продукты, сюда доставляют раз в неделю. И благодаря этому проекту жители смогут получать свежую буханку каждый день, а не раз в семь дней. Здесь же будет магазин с товарами первой необходимости – его сегодня в населенном пункте просто нет. Рядом будет и пространство для услуг, чтобы люди могли провести время для себя. Есть такой стереотип, что в деревне никогда нет свободного времени, ты все время занят хозяйством, но мы заметили, что запрос есть, и даже присутствуют свои специалисты – и маникюрные мастера, и парикмахеры, и прочие. И это тоже вид предпринимательства, который хочется поддержать на территории. Здесь же раз в полгода или год будет проходить плановая диспансеризация. К сожалению, сегодня жителям деревни недоступна возможность даже сдать анализы. Ближайшая больница – в городе Красноуфимск. Если человек хочет даже просто проверить здоровье, то это потребует несколько дней и немало денег. Большинство людей этого не делают, и это весьма печально, потому что некоторое количество смертей можно было предотвратить, если бы люди были просто в курсе о состоянии своего здоровья. Все началось с запроса от бабушек, но развилось в большой проект. Но первоначальные запросы центр как-то удовлетворит? — Конечно. Под тот самый клуб, о котором мы говорили в начале, будет отведено целое крыло. И оно будет отвечать разным целям. Здесь можно будет отметить чей-то юбилей, проводить занятия и воркшопы для подростков. В частности, я хочу запустить две образовательные программы. Первая из них – для предпринимателей с сельских территорий, собственно, для таких, как я. Она фактически уже действует. Предприниматели из разных регионов приезжают учиться и смотреть, как все устроено. Вторая программа – для молодежи и подростков. Я пронаблюдала, что в деревне можно зарабатывать деньги, если знаешь, как продать. Цель – научить зарабатывать, не уезжая из дома. Думаю, это более чем актуально в нынешние времена. Каким образом этот общественный центр будет окупаться? — На это нацелен весь второй этаж здания. Здесь будут созданы 10 номеров для туристов, один из них – для людей с ограниченными возможностями. Ты приезжаешь в деревню, будешь находиться в полном комфорте, с панорамным остеклением, смотреть на поля и, что называется, «заземляться». И главное, гости будут понимать, что не просто платят деньги за какую-то гипотетическую гостиницу, а своими глазами будут видеть, как все функционирует и что они де-факто спонсируют. Такое закольцованное ответственное потребление. Люди откликнулись Проект общественного пространства в Малом Турыше стал возможен благодаря краудфандингу. Насколько удается убедить людей в нужности таких идей? — Стоимость строительства общественного центра по самым минимальным прикидкам составляет 40 миллионов рублей. Я запускаю краудфандинговые проекты с 2013 года, и могу уверенно сказать, что каждая такая инициатива – это очень тяжело. На одной только площадке planeta.ru у меня четыре успешных проекта, которые мы делали в среднем раз в полтора года. И каждый новый запуск – это целая вселенная, потому что меняются и методики привлечения аудитории, отклик, экономика. Обобщить их нельзя, но можно сказать, что каждый раз это скрупулезный четкий труд, к которому надо готовиться несколько месяцев, думать о том, что ты будешь говорить и через какие каналы обращаться к целевой аудитории. А еще нужно понимать, кто эти люди, которые тебя поддерживают. Чему были посвящены прошлые краудфандинговые проекты? — Все они были связаны с развитием деревни Малый Турыш. Сначала собирали на оборудование для сушки ягод, потом строили производство. Там же продавали билеты на концерт группы Чайф, который прошел в 2018 году. Все это связано с развитием территории, деревни и нашего бизнеса. Есть ли уже идеи новых проектов? — Сейчас мы сосредоточены на развитии тех направлений, которые у нас уже есть. Во-первых, это производство и глемпинг. Во-вторых, мы тестируем все наполнение общественного центра. Ведь собрать деньги и построить здание – это самое легкое. Важнее понять, как оно будет работать и зарабатывать деньги. На данном этапе планировать какие-то проекты за пределами центра не получится, потому что вся наша логика развития опирается на нужды деревни. Невозможно знать, что потребуется человеку, когда у него появятся клуб, массаж и пекарня. Этот вопрос мы будем изучать, когда наконец введем объект в эксплуатацию. Фото: Nikolay Titov / Global Look Press / globallookpress.com, Anton Kavashkin / Russian Look / globallookpress.com, ФедералПресс / Евгений Поторочин, Annette Riedl / ZB / globallookpress.com, Гузель Санжапова