В США и Европе пытались запретить все русское, но не смогли. Почему отмена русской культуры провалилась?
7 июня в Калининграде начинается приуроченный к 150-летию со дня рождения великого композитора Сергея Рахманинова фестиваль «Кантата» — семь концертов звезд мировой величины, которые состоятся, по сути, в самом сердце Европы, и этим только подтвердят, что той отмены русской культуры, о которой говорят весь последний год, не случилось. Похоже, это понимают и на Западе, где продолжают ставить спектакли по Чехову, снимать кино про Достоевского, играть музыку Чайковского и Шостаковича. Почему ни у кого не получилось отменить русскую культуру, рассказывает «Лента.ру».
2022 год прошел для российской культуры под гул призывов к ее отмене, которые громко зазвучали на Западе с самого начала специальной операции на Украине. Самые осторожные из зарубежных институций принялись убирать имеющие отношение к России постановки и фильмы из программ, самые радикальные из западных политиков требовали и вовсе вывести любые достижения отечественных писателей, драматургов и композиторов из публичного поля — даже если их авторы творили столетия назад.
В какой-то степени такая отмена и правда реализовалась, но получилась однобокой. Россия за последние полтора года оказалась в настоящей культурной изоляции. Показы фильмов ключевых мировых киностудий в стране отменены, а главные музыканты планеты ни о каких гастролях в Москву или Петербург даже не заикаются. Резонно предположить, что похожая картина наблюдается и с русской культурой за рубежом.
Однако такой желанной для многих зарубежных политиков и опинионмейкеров отмены отечественных классиков на коллективном Западе так и не произошло. В Европе и США, несмотря ни на что, продолжают наслаждаться произведениями русской культуры, которая оказалась слишком велика и необходима современному миру для того, чтобы от нее можно было легко отказаться.
Сад Чехова и сериал о Достоевском
Произведения русского драматурга Антона Чехова, благодаря которому в обиход писателей XX столетия вообще вошел формат коротких рассказов, продолжают переосмыслять европейские постановщики. В конце 2022-го в гамбургском Немецком драматическом театре прошла премьера «Вишневого сада» режиссера Кэти Митчелл, увидевшей в пьесе о социальных пертурбациях материал для постановки об угрозе экологическому здоровью планеты.
Еще более футуристичную версию произведения осенью 2022-го поставила в лондонском театре The Yard Винай Патель. В ее постановке персонажи «Вишневого сада» оказываются на натуральном космическом судне. Однако наиболее провокационный спектакль по мотивам работ русского классика в том же Лондоне в этом году представил Рекс Фишер, предложивший вместо знаменитого на весь мир чеховского ружья водрузить в угол сцены дилдо (так он свое произведение и назвал — «Дилдо Чехова»). Комедийная постановка при этом пестрила, по словам рецензентов, многочисленными цитатами и отсылками к классику.
Новость об отмене Федора Достоевского быстро разлетелась по миру после того, как университет Милана в марте 2022-го решил отказаться от факультатива по произведениям русского классика. Правда, через пару дней руководство университета дало заднюю и кэнселинг отменило.
Личность Достоевского в Европе, наоборот, только набирает популярность
В конце 2022-го в любви к классику расписался даже Папа Римский, указавший на то, что Достоевский по сей день вдохновляет читателей встать на путь христианства. Тем временем британская Sky Studios и итальянская компания Paco Cinematografica объявили о запуске в производство мини-сериала «Достоевский». Режиссируют проект именитые итальянские кинематографисты братья Д’Инноченцо, лауреаты Канн и Берлинале.
Ключевые мировые кинофестивали тоже не отказались от русской культуры. Те же Канны и Берлин, равно как и Венеция, еще в 2022-м объявили, что не собираются закрывать дорогу к себе российским кинематографистам. Так, в Берлине 2023-го прошла премьера картины «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой, ученицы Александра Сокурова, а в Каннах в этом году показали «Блажь» Ильи Поволоцкого. На прошлогоднем же Каннском фестивале в основном конкурсе участвовал фильм российского режиссера Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского».
Страсти по Чайковскому и популярный Шостакович
Само творчество русского композитора Петра Чайковского на протяжении последнего года все так же звучит по всей Европе и в США. В начале 2023-го его произведения исполнял калифорнийский оркестр на сцене в Вальехо. Дирижером выступил лауреат «Грэмми» Томас Конлин. «Щелкунчик», за век существования ставший неотъемлемой частью рождественских театральных мероприятий в Европе, этой зимой ставился и Королевским балетом Великобритании, и Английским национальным балетом — крупнейшими британскими балетными труппами.
Миша Майский, единственный в мире виолончелист, учившийся и у Мстислава Ростроповича, и у Григория Пятигорского, играет Чайковского в Юрмале этим августом. Рижская симфониетта вообще исполняет русских классиков настолько часто, что это привело к локальному скандалу: концертмейстер Марта Спарниня ушла со своего поста после 14 лет работы в знак протеста, апеллируя к тому, что оркестр играет слишком много музыки русских композиторов. Но и Спарниня в прощальном слове указала, что не считает, будто русская культура «находится на грани вымирания».
Даже курьезная новость о женщине, якобы испытавшей оргазм во время Пятой симфонии Чайковского в Концертном зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, сообщает как минимум о том, что о русском классике в Соединенных Штатах не только не забыли, но и научились получать от его творчества буквально физическое удовольствие
Едва ли можно назвать забытым и творчество Дмитрия Шостаковича. В апреле этого года музыку русского композитора исполнял Лондонский филармонический оркестр под руководством финна Клауса Мякели при участии звездного австрийского виолончелиста Юлиана Рахлина. Изучать творчество и жизнь композитора взялись и северяне. В этом июне Норвежский камерный оркестр играет музыку русского композитора в Осло. А ранее, в 2022-м, работы композитора звучали в британских Пуле и Манчестере. И не просто звучали — концерты получали хвалебные рецензии в прессе.
Юбилей Рахманинова в Европе
Наконец, в 2023 году исполнилось 150 лет со дня рождения композитора Сергея Рахманинова. Весь мир с помпой отпраздновал юбилей этого признанного классика: иранский художник Хади Карими создал 3D-портрет Рахманинова, а именитый американский пианист российского происхождения Кирилл Герштейн выпустил целый музыкальный альбом с ранними композициями классика.
Эстонский национальный симфонический оркестр отправился с музыкой Рахманинова в тур по Великобритании, а написанный композитором «Концерт для фортепиано с оркестром № 2» в этом году возглавил топ главной британской классической (и одной из самых популярных в мире) радиостанции Classic FM
Оттого почти в унисон с европейскими трендами звучит новость о том, что юбилей Рахманинова отпразднует и Россия. 7 июня в Калининграде стартует III Международный фестиваль классической музыки «Кантата», который откроется симфоническим спектаклем «Рахманинов. Я — здесь». Сочинения композитора в рамках «Кантаты» прозвучат на семи концертных площадках, в том числе в Алленбургской кирхе и замке Бранденбург.
Словом, тем классикам, с которыми связывают выражение «великая русская культура», едва ли что-то угрожает. В условиях нарастающей изоляции страны они, наоборот, остаются крепчайшей перемычкой, доказывающей как и их весомый вклад в мировую культуру, так и подлинное место в ней русского наследия. Место это настолько значительно, что отказаться от трудов Достоевского и Толстого, Чехова и Солженицына, Рахманинова и Чайковского Запад при всем желании не сможет ни в какой геополитической обстановке — потому что без их идей и работ невозможно представить не только Россию, но и современный мир как таковой.