Трагедия, тризна и скифская Русь

Завершая свой абонемент в Московской филармонии, ГАСО Татарстана выступил с самобытными и яркими солистами Большого театра Динарой Алиевой (сопрано) и Бехзодом Давроновым (тенор). И если последний завоевал престижные международные лауреатские звания и снискал известность относительно недавно, то Динара Алиева уже давно зарекомендовала себя как талантливая и незаурядная певица с прекрасным голосом. Её сильное, гибкое и красивое сопрано словно подчёркивалось тембровым богатством оркестра под управлением Александра Сладковского. Вместе с ГАСО Татарстана Алиева была органична и убедительна и в ариях Верди, и в драматических сценах Пуччини, и в трагических исповедях Чайковского. А оркестр демонстрировал уверенное понимание оперной стилистики не только в роли аккомпаниатора, но и в интерпретациях знаменитых оркестровых фрагментов. В авторском вечере из произведений Александра Чайковского Сладковский и Госоркестр Татарстана стали главными участниками. После, разумеется, присутствующего на концерте композитора, к которому в антракте выстроилась внушительная очередь за автографами. Открыла программу посвящённая Александру Сладковскому Пятая симфония, первым исполнителем которой дирижёр и возглавляемый им оркестр стали в 2021 году на Одиннадцатом фестивале современной музыки имени Софии Губайдулиной. Эта двухчастная лаконичная партитура сразу же позволила оркестру раскрыть свои сильные стороны. Симфония насыщена драматическими контрастами и динамическими волнами, которые так эффектно удаются Сладковскому и его музыкантам. Эти впечатляющие кульминации, а также завораживающие медитативные фрагменты, угрожающие остинатной поступью "кинематографичные" нарастания, ностальгическая лирика, – всю многогранную образную палитру симфонии оркестр наполнил роскошью красок и богатством оркестровых тембров. С необыкновенной искренностью и проникновенностью прозвучали красивейшие лирические страницы второй части. Мерцающие соло маримбы с отзвуками фортепиано, выразительные реплики деревянных духовых и арф словно подготавливали медитативный и умиротворяющий финал. Однако, итог у этой завораживающей истории всё же оказался трагическим, и финальная драма ощущалась особенно остро после галереи возвышенных и одухотворённых образов. Как и в Пятой симфонии, в продолжившем вечер Концерте для двух фортепиано с оркестром немало особенностей, опирающихся на русскую фортепианную музыку, но еще больше черт – от неоклассики. Ощутимы аллюзии с барочной музыкой, старинным концертированием, в котором главное – эффектность и виртуозность. Композитор искусно жонглирует стилями: вслед за аллюзиями на старинные двойные концерты – классико-романтическая структурная четкость цикла из трех частей с медленной, лирической центральной. Только проступит аналогия на виртуозную романтическую фортепианную школу, как она оборачивается ударной трактовкой инструмента, наподобие неоклассицистских опусов Стравинского или джазовых фантазий Гершвина. "Виртуозным, эффектным и ударным" называет этот концерт сам композитор в своих комментариях в буклете к концерту. И отмечает востребованность этого сочинения, которое много игралось как и его первым исполнителем, которому концерт посвящён – Александром Слободяником, так и многими другими. Солирующие в этот вечер Борис Березовский и Дмитрий Маслеев прекрасно воплотили всю динамику и драйв партитуры. Но помимо джазовой энергетики, в исполнении этих солистов с ГАСО Татарстана концерт запомнился удивительной медленной частью. Её мелодичные соло фортепиано, истаивающие, мерцающие, будто растворяющиеся в сумерках, тихие кульминации, выразительные переклички деревянных духовых, – всё это создало невероятно поэтичную картину. Которую, как и в финале Пятой симфонии, вдребезги разбил стремительный финал, вновь полный невероятных контрастов. Двойной фортепианный концерт прекрасно демонстрирует, что современная музыка может впечатлять не только новациями и экспериментами. Но оставаться актуальной и увлекательной, опираясь на традиции, мелодическую красоту и поэтичную образность. Не менее убедительно это удалось продемонстрировать ГАСО Татарстана и Александру Сладковскому в исполненном во втором отделении "Русском реквиеме". Александр Чайковский написал "Русский реквием" в 2005-м году, к 60-летнему юбилею победы в Великой отечественной войне и посвятил его войнам, потрясшим ХХ век, от Русско-Японской до Второй Мировой, а также почтил память всех павших в их сражениях. Композитор характеризует восьмичастный реквием не как канонический опус, а как лирическое полотно. Называя его "русским", Чайковский подчёркивает обращение к знаменитым стихам русских поэтов, строки из которых многократно цитировались, перефразировались и даже превратились в крылатые выражения. В интерпретации Сладковского крайние части "Русского реквиема" стали гимническим обрамлением лирической исповеди: вступительное Adagio "Когда пробьет последний час природы" на стихи Ф.Тютчева ("Последний катаклизм") воспевало незыблимость мироздания, а финальное Andante на Псалом Давида "Боже, тебя от ранней зари ищу я" звучало столь мощно и величественно, что, казалось, вся эта благодать и умиротворение совершенно недостижимы даже для самых блаженных праведников. Возможно, в замысел как композитора, так и исполнителей и не входило так подчеркнуть всю тщетность людского бытия, драматичные сюжеты которого раскрывались в центральных частях. Однако, и в начале, и, особенно, в финале в создание возвышенной и отрешённой от мирских страстей атмосферы сполна внёс свою краску каждый исполнитель: Наталья Петрожицкая (сопрано), Олеся Петрова (меццо-сопрано), Евгения Кривицкая (орган), Госкапелла России имени Юрлова, Большой детский хор имени Попова, ГАСО Татарстана и возглавляющий этот монументальный исполнительский ансамбль маэстро Сладковский. Самыми драматичными эпизодами Реквиема стали симфонические вторая и четвёртая части, в которых оркестр под управлением Сладковского прекрасно воплотил эмоциональное напряжение, заложенное в музыке. Безутешными женскими плачами стали сольные монологи "На краю деревни старая избушка" на стихи С.Есенина ("Молитва матери") и "Девушка пела в церковном хоре" на стихи А.Блока. В еще одной исповеди на стихи И.Бродского "Ни страны, ни погоста…" к лирической интонации прибавилась маршевая поступь. А последующая часть "Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя" на стихи Н.Заболоцкого ("Завещание") не оставила сомнений, что этот чеканный шаг – похоронный. В обрамлении величественной и отстранённой от мирских драм красоты крайних частей трактовка Сладковского этой многогранной партитуры Александра Чайковского стала подлинным откровением. Эмоциональный накал "Русского реквиема" вызвал шквал восторгов и, разумеется, у оркестра был подготовлен "бис". Им стала симфоническая картина "Стан Тамерлана" – самый хитовый эпизод оперы А.Чайковского "Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане". На аудио диске ГАСО Татарстана под управлением Сладковского 2012 года с записью Третьей симфонии Александра Чайковского (который стал одной из первых записей оркестра со Сладковским) финальным треком является именно "Стан Тамерлана". Татарский оркестр всегда исполняет эту колоритнейшую партитуру с невероятной скифской мощью и какой-то невиданной энергетикой. Которая, конечно, и в этот вечер не могла остаться без ответа. В итоге, "бис" прозвучал дважды! Причём, сначала оркестр играл практически без дирижёра: отдав вступительный ауфтакт, маэстро покинул сцену, по-джентельменски провожая вышедших на поклоны композитора, хормейстеров и солистов. Дирижёр вернулся лишь к самым эффектным, последним тактам, когда пульсирующее остинато оркестра на фоне шквального напора ударных и меди как всполохи разрежали залихватские выкрики хористов и оркестрантов. На втором исполнении "биса" в этом фрагменте к артистам на сцене присоединились уже и многие из публики... Пожалуй, такого финала симфонического концерта в столичной филармонии давно не было и, наверное, еще долго не будет. Хотя, наверняка, ГАСО Татарстана и Сладковский могут повторить!

Трагедия, тризна и скифская Русь
© Ревизор.ru