"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 55-я: "Грань"
Виртуальная реальность — в помощь психотерапевту
Смотрим сегодня один из короткометражных фильмов Альфии Шакирзяновой. У нее есть полнометражный фильм "Не называй меня Вася", который она делала с командой, сформированной на других проектах. С ними она снимала и "Грань" — недосказанную историю о психотерапевтах.
Корабли и мосты
Как рассказывала Шакирзянова в одном из интервью, она впервые взяла в руки камеру в седьмом классе, после чего подала документы в КазГИК, где училась у Алексея Барыкина и поучаствовала в съемках фильма "Айсылу" Рустама Рашитова и Солтана Сунгатуллина, держала "хлопушку". У мастера она, к примеру, работала ассистентом художника и администратора на картине о Елизавете Федоровне Романовой "Осанна".
Еще одна строка в резюме — второй режиссер в картине армянского режиссера Гужа Тадевосяна "Один день", с Натальей Бергер и Микаэлом Арамяном в главной роли, о подростке-инвалиде.
О фильме "Грань" 2017 года Шакирзянова говорила, что его главная мысль — "принимать правду такой, какая она есть".
При этом картинка намеренно подается нереально — свет, дымка… Максим красит космические корабли, а Тим выводит его на откровенный разговор о психологической травме. У Максима была девушка, она упала с моста, в чем молодой человек винит себя (при воспоминаниях возникают рисунки). При этом о событиях почему-то постоянно говорит включающийся телевизор. Выясняется, что Максим является пациентом, а Тим — ассистентом доктора Залмина, который разработал методику лечения и препарат, "помогающий принять людьми правду такой, какая она есть на самом деле". На самом деле много в фильме непонятно, но объясним себе это так: доктор дает препарат, после которого человек просыпается в знакомой обстановке, где может поговорить с "другом". Потому что после Максима в комнате оказывается девушка, которая также начинается разговор. Ученый совет предлагает доктору прекратить клинические исследования и заниматься ими только в теории.
Свадьбы и иммерсивные спектакли
Пациента играет Зульфат Закиров, выпускник Казанского театрального училища и РАТИ-ГИТИС (он учился у Леонида Хейфеца, режиссера театра имени Маяковского). С 2012 года он работает в театре имени Тинчурина и преподает в родном училище. В той же "Айсылу" он играл одну из главных ролей, а в вышедшем в прокат в прошлом году "Ибн Фадлане" — заглавную.
Ассистента играет Айрат Загриев, ныне — ведущий мусульманских свадеб. Поэтому в его резюме — свадьба голкипера хоккейного клуба "Авангард", концерт Первого канала в прямом эфире на Красной площади и генеральные репетиции Универсиады.
Артура Альбертовича Залмина играет Владимир Салмин. Сейчас у него в афишах, к примеру, иммерсивные спектакли "Пиковая дама" и "Чем зацепить миллионера", а также музыкальный шоу-спектакль "Мой зять украл машину дров..." в театре "На Окраине", что в Дербышках. А еще его можно увидеть в страшном клипе Harajiev Smokes Virginia с Усалом "От первого лица".
Интересно, что другой фильм Шакирзяновой "Реверс" рассказывает о девушке Кире, которая, влюбившись в парня, не может попасть домой, а ее саму никто не узнает. За поддержкой она идет — к психоаналитику. К слову, есть у нее и документальная картина "Тукай в Уральске" о жизни поэта в юношеские годы.
Автором идеи "Грани" стала Алиса Галиева (картинки в кадре рисовала она) — теперь мы знаем ее как художника-постановщика фильмов "Бойцовской рыбки", "Мы — дети 41-го года", "Волчий яр", "Кире" и "Микулай", который скоро выходит в прокат. Сценарий писал Азат Садыйков, о его картине "Булган бар!" мы писали.
Постоянно с Шакирзяновой работает продюсер Арина Туманова. Она известна, в частности, по фильму "Футурум", который стал победителем проекта "Кино за 7 дней" и получил приз в 500 тысяч рублей. Оператором-постановщиком постоянно трудится Альфред Марванов, снимающий в Москве. Надеемся увидеть большую картину Шакирзяновой "Не называй меня Вася" на киноплатформах.