Полный провал или свежий взгляд на любимую историю: рецензия на ремейк «Русалочки»

25 мая 2023 года состоялась мировая премьера долгожданного ремейка всеми любимой истории принцессы Ариэль от компании Disney. Ещё задолго до выхода ленты в кинотеатрах, на стадии кастинга фильм успел наделать шуму среди фанатов этой бессмертной истории. За что бескомпромиссно ругают «Русалочку», а за что полюбили? Имеет ли киномюзикл Роба Маршалла шанс на принятие или так же канет в лету, как и провальные предшественники?

Полный провал или свежий взгляд на любимую историю: рецензия на ремейк «Русалочки»
© Клопс.Ru

Disney продолжает неизменно следовать своему курсу на возрождение ностальгии миллениалов, проходясь по самым главным историям детства. Но чем дальше в лес, тем провальнее адаптации — вспомнить хотя бы участь несчастных «Пиноккио» (2022) или «Мулан» (2020). То ли из страха потревожить светлые воспоминания фанатов, то ли от скупости фантазии — ремейки практически точь-в-точь следуют канонам и заветам великого Уолта Диснея. В «Золушке» (2015) перед зрителем предстаёт скромная блондинка Золушка в исполнении Лили Джеймс. А Белль (Эмма Уотсон) из «Красавицы и Чудовища» (2017) практически точь-в-точь скопирована с анимационного оригинала.

Тропинка протоптана, поклонники счастливы, громадная медиамашина продолжает вращать шестерёнками. И тут появляется он — первый официальный тизер «Русалочки»... И на просторах интернета разгорается самая настоящая война. Первое, что обрушивается на будущий фильм — отнюдь не всеобщий восторг, а мощнейший шквал критики. Всех, кто беззаветно любил сказку Ханса Христиана Андерсона и мультфильм 1986 года, хватил сердечный удар: Ариэль темнокожая!

Первый публичный шаг, предпринятый «мышиной компанией» — утверждение на главную роль Холли Бейли, американской актрисы и певицы. И на мой взгляд, это было одно из трёх единственно верных решений Роба Маршалла. Холли, даже несмотря на то, что «Русалочка» — её дебют в мире большого кино, потрясающе сыграла любопытную, жизнерадостную, энергичную и наивную принцессу. Ариэль. Но другую Ариэль, свою собственную, более отважную, независимую, но при этом трепетную. Актёрская игра Бейли выгодно выделяется на всеобщем фоне — девушка улыбается, смеётся и грустит одними глазами, без гиперболизированной эмоциональности.

Принц Эрик (Джона Хауэр-Кинг) тоже заметно преобразился. В мультфильме принц был просто принцем, красивой картонкой с бездонными голубыми глазами и необъяснимой тягой к морю. Маршалл подарил Эрику жизнь: зритель наконец узнал, что парень обожает путешествовать, коллекционировать сувениры из разных уголков земли и жаждет открыть новые территории, ещё не известные его народу. Его тяготит жизнь во дворце, потому что он и не был рождён в окружении двора.

Да, Джейн Голдман и Дэвид Маги взяли на себя смелость переиграть историю принца и тем самым косвенно объяснить цвет кожи Ариэль. Эрик — найдёныш, усыновлённый в младенчестве заботливыми королём и королевой с Карибских островов, где он, собственно, и живёт. Плохо ли это? Ответ неоднозначный. С одной стороны, каноническая Дания помахала траурным платком и ушла в забвение. С другой стороны, принц наконец ожил и стал полноценной самостоятельной личностью.

На суше персонажи правят бал — а что же под водой? На дне морском... всё так же пресно, как сама вода. Предвкушающие красочное путешествие по подводному миру зрители жёстко ударились об обилие компьютерной графики прямиком из 2011 года и кромешный мрак. Остаётся только догадываться, с чем это связано, но life-action ремейк получился пустой, тёмный, размытый и до неприличия цифровой. Персонажи неестественно быстро и легко передвигаются в толще воды, при этом нет ни намёка на её колебания. Морские локации похожи друг на друга, а обитатели настолько скучны в своём однообразии, что устаёшь от компьютерных рыб и медуз уже на первых минутах фильма.

Помните самую первую сцену знакомства с морским царством в мультфильме? Сверкающий в солнечных бликах дворец царя Тритона, куда стягиваются все жители, чтобы насладиться пением Ариэль. Позолоченный замок из ракушек уже захватывал дух. А в нашей «Русалочке» уставший от жизни (и от пустоты, судя по всему) Тритон (Хавьер Бардем) восседает на троне в мрачной пещере, за пределы которой едва ли выплывает. От скуки — конечно, в царстве остались 2-3 стражника, Себастьян и Флаундер — он только и делает, что болтает с дочерьми, с самим собой и поправляет неестественно колышущуюся бороду.

Скрытой на дне морском жемчужиной оказалась великолепная Урсула в исполнении Мелиссы Маккарти, сестра (в этой реальности) Тритона. Маккарти — это второе идеальное попадание режиссёра. Подвижная мимика, завораживающий образ вкупе с неоновыми щупальцами сделали своё дело — вышла первоклассная злодейка.

Роб Маршалл известен современному кинематографу как один из мастодонтов жанра мюзикл. И если уж визуальная составляющая ему не удалась, в музыку он вложился целиком и полностью. Мой внутренний ребёнок благодарно снимает шляпу за оригинальные диснеевские песни.

Когда Холли Бейли исполняет Part of Your World, прошибает мурашками — ничем не хуже Джоди Бенсон. У Бейли чудесный вокал и обескураживающе нежный голос — и это одна из главных сильных её сторон в этом ремейке.

И вновь наконец-то Эрику достаётся сольная партия! Песня принца ничуть не уступает в своей проникновенности оригинальным саундтрекам. Думаю, она станет новым диснеевским хитом.

Ну а куда ж без ложки дёгтя? Отличилась олуша Скаттл (Аквафина), которая в ремейке внезапно превратилась в женщину. Реп, зачитанный птицей, — это довольно сильный удар по сердцу в оковах ностальгии. В качестве забавного ляпа этот саундтрек ещё приемлем, но серьёзно относиться к нему не получается.

И самое главное — вечная история любви. Невзирая на вагон и маленькую тележку «но», создателям удалось передать и трансформировать романтическую химию между принцем и Ариэль. С появлением новой сюжетной линии, истории Эрика, их любовь получила больше оснований: он, опекаемый матерью-королевой, находится не на своём месте, точно так же, как и Ариэль. Сцен с двумя главными героями стало больше, и это превратило их влюблённость из классической книжной любви «без причин с первого взгляда» в трогательное зарождающееся юношеское чувство.

Можно бесконечно долго ругать и хвалить новую адаптацию Disney, но факт остаётся фактом: компания наконец вышла за рамки слепого следования канону и попыталась создать нечто новое — возможно, даже самостоятельное произведение по мотивам классического мультфильма. А шаг ли это на пути к прогрессу студии или очередной шаг в пропасть — покажет лишь время.