Продюсер фестиваля Андрей Клюкин: Хотим, чтобы и Дикая Мята КЭМП со временем стало особенным местом для музыкантов

Стартовал сезон летних музыкальных фестивалей. Понемногу к нам возвращаются зарубежные артисты: на "Механике" в Екатеринбурге заявлены бразильский диджей Black Hertz и индийский электронщик Monkey Space. А на "Московскую джазовую неделю" приедут американские джазмены, впервые с 2014 года.

Продюсер фестиваля Андрей Клюкин: Хотим, чтобы и Дикая Мята КЭМП со временем стало особенным местом для музыкантов
© Российская Газета

Еще более приятная новость - трехдневные open-air, помимо музыкальной программы подготовившие и туристическую программу с экскурсиями в ближайшие города, стали подавать заявки на гранты, и иногда получают их. Так случилось в этом году с "Воздухом Карелии" под Петрозаводском. Ведь музыкальные фестивали - это еще и развитие внутреннего туризма. И благодаря поездкам мы тоже начинаем еще больше узнавать, понимать и любить свою страну…

Вот и поэтому тоже зрители охотно поедут и на "Воздух Карелии", и на самый дальний из фестивалей - Olonho в Якутской области, где помимо национальной этнической музыки с горловым пением прозвучат и хаус, и рейв, и даже хеви-метал.

А всего этим летом состоится по разным оценкам от 50 до 60 фестивалей. Больше всего среди них - рокерских и джазовых, как и год назад. На третьем месте - рэп и инди-рок. Но объединит все их одно - усиленные меры безопасности с использованием и новых технологий. Каких именно, фестивальные менеджеры не рассказывают.

"Подробностей не ждите, а то прочитают те, кому знать не положено. Поэтому о новшествах на всякий случай умолчим, об этом нам советовали и специальные службы", - рассказал на условиях анонимности представитель оргкомитета одного престижного open-air. И эта сосредоточенность и сдержанность в информации тоже убеждали в том, что все налажено, пройдет штатно и гладко. Как и год назад.

Долги помогли построить поселок

Одной из первых уже на этой неделе станет "Дикая Мята", которая пройдет на поле деревни Бунырёво Алексинскго района Тульской области с 16 по 18 июня. Обозреватель "РГ" застал команду фестиваля и его продюсера Андрея Клюкина уже, как говорится, "в полях". А у крыльца офиса "Дикой Мяты" к разговору в сумерках прислушивался и невозмутимый заяц, поводя ушами и принюхиваясь. У него тоже был повод.

Андрей, пока другие фестивали отменялись из-за пандемии, вы отстроили на поле Бунырёво студию для музыкантов, ресторан, полтора десятка уютных модульных домов, в которых можно жить и зимой. В итоге получилось как по русской поговорке, "нет худа без добра". Или вы заранее планировали что "Дикая Мята" станет первым летним фестивалем, который сможет проходить и зимой?

Андрей Клюкин: Нет, все получилось довольно случайно: в 2021 году наш фестиваль отменили за несколько часов до его начала. И мы оказались в огромных долгах, справляться с которыми нам помогала и область, и музыканты, и партнеры, и зрители. А еще на дне рождения Юры Музыченко из The Hatters я познакомился с Артемием Хольцовым, который спросил: "Чем я могу помочь?" Конечно, я ответил: "Ничем, если только у тебя нет лишних 96 миллионов рублей!" Именно во столько нам обошлась отмена 21-го года.

Но он подумал и предложил: "А давайте я вам построю дом? И когда вы начнете там жить, то у вас сразу все начнет работать и получаться!" Он построил нам дом на 10 человек и на 10 рабочих мест. И часть команды переехала жить сюда - в Бунырёво. Сразу после Нового года, в январе 22-го. И так нам там понравилось, что уже в феврале мы стали и дальше там строиться. Изучили схему. Брали кредиты. Вначале построили 10 домов, потом еще 10. О нас стали много говорить, писать. Мол, что там "Дикая Мята" затеяла?

А затем пришли строители, которые знали, что у нас фестиваль, на который приезжают люди со всей страны и сказали: "А давайте мы будем строить вам дома за свой счет, а прибыль от их сдачи станем делить пополам?" И нам показалось это настолько простой, хоть и необычной историей, что мы согласились. А потом и музыканты, которые играли у нас на "Дикой Мяте", сказали: "У вас там такая отличная тусовка, что мы можем приезжать играть и не только летом".

Оказалось, что возле нашего поля на 30-40 километров вокруг вообще не играется никаких концертов. И поэтому они стали удивительно популярны. А в наше тоже построенное фестивальное кафе стало набиваться столько зрителей, что и сесть было негде. Приезжали со всех поселков, стояли в проходах. И мы подумали: "Нужно новое здание, побольше и со сценой". Я написал об этом в соцсетях.

Откликнулся один известный банк. И в итоге здесь, в Бунырёво, построился отличный концертный клуб со сценой, а у нас появилась куча партнеров. Одни новые друзья дали микрофоны, другие - потрясающую акустику, третьи все остальное оборудование…

По стопам Льва Толстого

Бизнесмены настолько поверили в то, что смогут заработать на репутации фестиваля и любви к музыке в провинции?

Андрей Клюкин: Дело в другом. У нас началась такая жизнь, которую я бы сравнил с рождением усадьбы Поленово. Если вы помните, она начиналась с того, что Василий Дмитриевич Поленов в конце ХIX века переехал в область оттого, что ему надоело жить в столичном ритме, да и время было какое-то непростое. И он начал делать небольшие выставки для жителей Тульской области, и со временем усадьба Поленово стала точкой притяжения для российских художников.

Возможно, Тульская земля - она привлекает таких людей, настроенных на созидание. Ведь и у Толстого была схожая история. Вот такие ориентиры и у нас. Мы хотим создать место силы для тех, кто любит музыку и играет ее.

У нас тут выстроился свой ритм жизни, который пронизан любовью и к месту, и к тому, что нас окружает, и к тому, что мы делаем. Живем в домиках, проекты которых сами и нарисовали. Приглашаем выступать наших любимых музыкантов, артистов, поэтов. Сам я освоил профессию повара, и все блюда в фестивальном кафе готовятся по моим рецептам.

По весне посадили яблоневый сад, чтобы, когда на наших деревьях появятся плоды, все жители кемпинга могли их бесплатно собирать. Построили студию звукозаписи для музыкантов. И я понял, что с тех пор, как переехал сюда в апреле прошлого года, в родной Москве был от силы дней 10. И меня туда больше не тянет. А наш кемпинг живет своей жизнью и развивается, мы сами придумываем интересные идеи и сами их осуществляем. Яблони - пока маленькие росточки, но они уже цветут. И это приятно.

Есть Поленово - для художников, Переделкино - для писателей, хотим, чтобы и Дикая Мята КЭМП со временем стало особенным местом для музыкантов, где со временем появился бы и музей музыкальной славы.

В этом году "Дикая Мята" стала самым обсуждаемым фестивалем страны. Наверняка многие звезды вновь захотят у вас выступить?!

Андрей Клюкин: Здесь ничего не поменялось. Фестиваль для нас - это потрясающая возможность познакомить со зрителями интересных, талантливых и даже пока мало кому известных музыкантов. "Дикорастущая музыка" - это то определение, вокруг которого строился наш фестиваль. То есть у нас играют не "продюсерские проекты" и не те, кто собрался ради коммерческого успеха. А те, для кого в первую очередь важна творческая самореализация. То есть кемпинг для нас - это теперь наш стиль жизни. А фестиваль - это четкая культурологическая задача, которую мы сами перед собой ставим.

И конечно, именно предстоящая "Дикая Мята" для нас особенно важна. Были два года пандемии, сейчас тоже непростые времена. И людям важно встречаться, слышать друг друга. Вздохнуть полной грудью. И мы просто обязаны продолжать свою миссию.

Конечно, у нас будут беспрецедентные меры безопасности. Но в остальном я по-прежнему представляю наш фестиваль как выставочное пространство. Ну, вообразите себе картинную галерею - Третьяковскую, да любую?! Вот и мы также собираем самые интересные "картины", написанные за год. Только музыкальные.

"Неклюква" растет под Питером

Ну и как вам этот год? Есть ощущение, что откуда-то вдруг появилось очень много талантливых новых артистов и групп. Больше, чем в прежние годы.

Андрей Клюкин: Мы понимаем, что есть ряд "художников", которые по тем или иным причинам не будут у нас "выставляться". Одни уехали, а кто-то - не сможет… Но при этом понимаем, что появилось какое-то огромное количество новой музыки! И если в 2022 году я говорил, что происходит невероятный "музыкальный наплыв", то в этом году я просто в шоке от того, сколько отличной музыки и артистов появилось!

Я неплохо отношусь к коммерческой музыке. Понимаю, что есть запросы на "песню-радость", на счастье, на то, чтобы с девушкой красивой под специально написанную для этого песню потанцевать. Но сейчас люди испытывают более глубокие эмоции, которые связаны с тем нервом, который натянулся на планете. На всей планете. И этот натянутый нерв резонирует с большим количеством артистов.

Причем все они в разных жанрах: в фольклоре, роке, в поп-музыке. Появляются невероятно глубокие артисты, о которых мы еще год назад почти ничего не знали. Например, "Чемодан гризли" - феерически яркий проект, перекликающийся вайбом с Петром Мамоновым и группой Red Hot Chili Peppers. Каждая песня - это тончайше прочувствованная история маленького человека из большого города.

Или под Питером родилась абсолютно фольклорная группа "Неклюква". Слушаешь и понимаешь, что вот это и есть корневая рок-музыка.

А как же русский рок?

Андрей Клюкин: Да, есть определение "русский рок", в который вписывали тех, кто к нему, по сути, мало относился. Потому что они брали пример с европейских или американских групп. Кто-то из наших становился "новым Бобом Диланом", кто-то - "новыми The Cure". Мне всегда казалось, что в рамки "русского рока" вписаны артисты, мало иллюстрирующие суть этого определения.

И вот "Неклюква" - это уже абсолютно русский рок. С той корневой основой, которая есть только в России. Или группа "Бонд с кнопкой". Странноватое название, я об этом говорил музыкантам, но они меня не слушают, да и не должны (улыбается). Но это такой "голос Сибири"! Солисту чуть больше 20 лет, но он уже пишет такие строчки, как: "Я сделал свой крест из подручных средств". И я думаю: "Откуда в твоей юной голове вот такие мощные метафоры?! Что с тобой случилось для этого, что произошло?!"

Как подружиться городу и деревне

Недавно один известный фестиваль перенесли из-за того, что местные жители жаловались в соцсетях. Мол, приезжие фанаты будут шуметь, наверняка - и пить, и хулиганить?! А как вам удалось так со всеми подружиться в Тульской области и конкретно в Бунырёво, что подобных проблем никогда не возникало?

Андрей Клюкин: Мы занимаемся культурологическим процессом, с одной стороны, а с другой стороны - стараемся создать максимально комфортные условия на фестивале и не только для зрителей и музыкантов, но и для жителей области. И однажды нам это воздалось, два года назад после отмены "Дикой Мяты" зрители не стали сдавать билеты, а музыканты пообещали на следующий год сыграть за 1 рубль. Значит, что мы что-то делали с любовью.

Я вообще искренне считаю, что два самых главных слова - это "любовь" и "благодарность". И конечно, губернатор Тульской области Алексей Геннадьевич Дюмин к нам хорошо отнесся, без его помощи мы бы не смогли продолжать работать. Я не отношу это напрямую именно к нам, уверен, он так же отнесся и к другим проектам в области, но у нас своя история, и в ней я буду жить с благодарностью к Алексею Геннадьевичу.

И я понимаю, как нам повезло, что мы оказались именно на этом поле, с которым лично у меня безграничная гармония - вон заяц сидит у крыльца и мог бы подтвердить. А еще у нас здесь стоит крест. И это тоже удивительная история. Приехали к нам местные ребята и спрашивают: "Вот мы делаем копченое мясо. Можем его у вас на фестивале продавать?" Я ответил, что у нас есть ценник и менеджер, который берет сколько-то денег за право торговли. Сам я в это дело обычно не лезу, а тут спросил: "А кто вы и откуда?" Они объясняют, что рядом находится поселок, где живет Федор Конюхов. И они при нем работают. Конечно, мы попросили с ним познакомиться.

И Федор Конюхов вас пригласил?

Андрей Клюкин: Да, знаменитый путешественник захотел с нами познакомиться. Дома под стеклом у него, кстати, висит тужурка, в которой Петр Мамонов снимался в фильме "Остров", меня это очень растрогало! Конюхов интересовался нашим фестивалем, полем с живым и неподдельным интересом. Глаза у него еще такие внимательные и пытливые.

Посмотрев фотографии, Конюхов, у которого сейчас есть сан, он стал священником, спрашивает: "А во что вы верите?" Я ответил, что православный, крещеный, да и все дети у меня крещеные. И он удивился: "А что у вас креста никакого не стоит?!" Я даже немного растерялся: "Не знаю, не думали об этом…"

Конюхов отвечает: "Нет, должен быть какой-то символ! Неважна, какая вера, мусульманин ты, иудей, православный или буддист, но символ веры должен быть". Тут, конечно, не поспоришь, а чуть раньше нам показывал и свою лодку, в которой переплыл океан. И вот я ему и говорю: "А давайте вы нам сделаете крест. Вот, например, из нее?!". И он неожиданно: "А, давайте!" Отпилил потом от нее половину и сделал основание, а сам крест сделали из ровной доски. Теперь он у нас тут стоит - на поле "Дикой Мяты"! И мне кажется, это крест нас бережет. Потому что более намоленных деревяшек больше и нет нигде.

Ведь Федор Конюхов переплывал океан на этой весельной лодке. И пока плыл, с кем ему было общаться? Только с Богом. И вот теперь его молитвы нас защищают. Однажды, когда мы только завозили оборудование и продуты в кафе, к нам приходит письмо о том, что во всех окрестностях будут менять какой-то кабель, а поэтому электричество отключат всем сразу на четыре дня. Мы были к этому не готовы, стали искать генераторы… Но в итоге везде и всем отключили электроэнергию. Кроме нас. Вот и думай после этого…

Главные музыкальные фестивали начала лета

"Дикая Мята". 16-18 июня. Тульская область, Алексинский район, деревня Бунырёво.

Звезды: Найк Борзов, Леонид Агутин, The Hatters, Lumen, "Слот".

Плюсы: много новой музыки, есть детские площадки, налаженный быт - есть даже холодильники и микроволновки.

Цены: взрослый билет на один день - 2500, на все три дня - 7 000.

"Воздух Карелии". 16-18 июня. Поселок Чална в пригороде Петрозаводска.

Звезды: "Алиса", Гарик Сукачев, Мара, "Пилот".

Плюсы: весь цвет российского рока, уникальная карельская природа, экскурсии.

Цены: входной билет - 2900, фан-абонемент на три дня - 5 990.

"Московский джазовый фестиваль". 19-25 июня. Весь центр Москвы.

Звезды: Игорь Бутман, Валерий Сюткин, Эльдар Абдразаков, Эдди Гомес (США).

Плюсы: за неделю более 1000 артистов из 7 стран выступят на 7 городских площадках.

Цены: на один день - 3000 рублей, абонемент на 5 дней - 11 000 рублей

"Бессонница". 13-17 июля. Калужская область, в 3 километрах от деревни Рыляки.

Звезды: гонорары артистам здесь не платят, зато новички бывают интересные, особенно в фолк-фолке.

Плюсы: это международный фестиваль анимации. Мультики тут на любой вкус.

Цены: входной взрослый билет - 4500 рублей, входной детский (тем, кто младше 16 лет) - 100 рублей.

"Уlетай". 13-16 июля. Удмуртия, Сарапульский район, село Лагуново.

Звезды: Кипелов, "Алиса", "КняZz", "Воскресение", "Пилот".

Плюсы: три сцены, более 70 групп, большинство - звездных, вкусные ягоды в лесах.

Цены: 5 000 рублей. На входе возьмут 5 500.