Почтальон из Лонжюмо возьмет верхнее "ре" в спектакле "Новой оперы"

Очередная премьера московской "Новой оперы имени Евгения Колобова" - настоящий оперный раритет, некогда бешено популярный во Франции и в Германии. Это комическая опера "Почтальон из Лонжюмо" Адольфа Адана - композитора, который известен у нас главным образом по музыке к знаменитому балету "Жизель". Между тем главный массив его сочинений составляют комические оперы, ныне незаслуженно забытые, - их более сорока. Премьера самой популярной их них - "Почтальона из Лонжюмо" - прошла в парижской Опера-Комик в 1836 году.

Почтальон из Лонжюмо возьмет верхнее "ре" в спектакле "Новой оперы"
© Российская Газета

Сильнейшая сторона Адана - он замечательный мелодист. Для комических опер это особенно важно - легкость, бравурность, доступность мелодий, делающих вечер в театре великолепным развлечением. Либретто "Почтальона из Лонжюмо" изобилует забавными ситуациями и головокружительными сменами жизненных амплуа: так, простой почтальон, обладатель чарующего тенора амбициозный Шаплу становится солистом знаменитой оперной труппы Сен-Фаром, а трактирщица Мадлен - наследницей огромного состояния светской дамой мадам Латур. Действие происходит во Франции времен Людовика XV в предместье Парижа Лонжюмо, а отношения Шаплу с Мадлен немного напоминают интригу штраусовской "Летучей мыши". Наличие прозаических диалогов окончательно сближает комическую оперу Адана с жанром оперетты.

Клеман Нонсьё, музыкальный руководитель и дирижер. Фото: Анастасия Воронова/Пресс-служба "Новой Оперы"

Новинка от "Новой оперы" переживет две фазы своего сценического существования. Премьера 13 и 15 июля пройдет в концертном исполнении, хотя и обещают некое режиссерское решение. А через год, в июле 2024 года должна возникнуть полноценная постановка. Режиссер обеих версий - лауреат "Золотой маски" Евгений Писарев ("Кабаре" в Театре Наций, "Шахматы" в МДМ) рассказывает:

- Думаю, что неправдоподобность сюжета воспринималась так же и век, и два века назад. Может быть, за такой нелепостью, фантазией, за таким сновидением в театр и шли. Но для сегодняшнего зрителя этого недостаточно. Необходим забавный, ироничный комментарий, без которого ни музыкальная, ни сюжетная составляющая не прозвучат. Только таким способом мы можем не прятать эту театральность, а усилить ее.

Такой комментарий для спектакля "Новой оперы" создал драматург Сергей Плотов - он написал стихи на русском языке, которые заменят разговорные диалоги.

Музыкальный руководитель и дирижер концертного исполнения "Почтальона из Лонжюмо" в "Новой Опере", лауреат Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. Рахманинова Клеман Нонсьё, рассуждая об актуальности произведения Адана, утверждает, что тема исчезновения профессий (почтальон - занятие вымирающее) на самом деле очень современна: "Мы в музее - надо честно это признать, но есть моменты, которые резонируют со мной. Например, как много обычных для нас вещей исчезнут в скором времени! Сегодня история почтальона - зеркало, в котором мы можем рассмотреть исчезнувшее глазами современного человека. Поэтому актуальной становится стилистическая работа с музыкой. Мы будем исполнять "Почтальона…" с современной манерой пения, с современными инструментами. Это будет диалог с музыкой прошлого".

Несмотря на легкость восприятия, "Почтальон из Лонжюмо" довольно сложен для исполнения. Партия Шаплу включает, например, рондо с высочайшим ре второй октавы - его называют экзаменом для тенора. В "Новой Опере" эту партию исполнят солист театра Ярослав Абаимов и солист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Кирилл Золочевский. В составе постановочной группы художник по свету Майя Шавдатуашвили, хормейстер Юлия Сенюкова. В 2024 году художником-постановщиком спектакля будет Зиновий Марголин (пятикратный лауреат премии "Золотая маска", художником по костюмам - лауреат премии "Золотая маска" Ольга Шаишмелашвили.