Немецкий дирижер Жюльен Салемкур дебютировал с Российским национальным оркестром на летнем фестивале в Зарядье
Романтическую программу французской и немецкой музыки в Московском концертном зале Зарядье представил Российский национальный оркестр под управлением немецкого дирижера Жюльена Салемкура. Этот своеобразный концерт-путешествие по Италии и Египту прошел в рамках летнего музыкального фестиваля в Зарядье.
2-й редакции Четвертой "Итальянской" симфонии Феликса Мендельсона предшествовал Пятый "Египетский" фортепианный концерт Камиля Сен-Санса. История возникновения этого сочинения необычна. Весной 1896 года, после поездки на дахабие (парусной лодке) в "древние египетские ворота Африки" Асуан, Сен-Санс написал свой последний фортепианный концерт, пронизанный интонациями фольклора Востока.
Сольную партию на концерте в Зарядье исполнила талантливая молодая российская пианистка, лауреат международных конкурсов Анна Цыбулева. Будучи выпускницей Московской консерватории, она продолжила свое обучение в Швейцарии в Базельской музыкальной академии, участвовала в жюри на телевизионном конкурсе "Щелкунчик". Пятый концерт Сен-Санса Анна недавно включила в свой репертуар. Исполняя это сочинение, пианистка находит в нем немало ассоциаций и настроений, свойственных музыкальной фантазии самого композитора.
Фото: Лилия Ольховая / Пресс-служба Московского концертного зала "Зарядье"
"Камиль Сен-Санс описывал свой концерт как морское путешествие, где в первой части перед нами открываются картины глубокого моря, над которым бесшумно плывет большой парусный корабль", - отметила пианистка.
Романтическая трактовка Анны Цыбулевой представляла изящное единство целого - почти идеальная сбалансированность, мягкое туше, шелковистые, будто бы ласкающие рояль прикосновения пальцев хитроумно сплетались в головокружительных пассажах и мельчайших мотивных фразах сочинения. Не стал исключением и эффектный бис - Этюд в форме вальса Сен-Санса, окрашенный в благородные галантные тона. Щедрое многоцветье красок, ювелирная отделка нюансов и штрихов характеризовали перфекционистскую игру Цыбулевой.
Уроженец Германии с алжирскими корнями Жюльен Салемкур изучал композицию в Ганновере, а мастерству дирижерской профессии обучался в Зальцбурге. Салемкур ассистировал таким корифеям дирижерского искусства, как Кристоф фон Донаньи, сэра Георг Шолти, Михаэль Гилен, Пьер Булез и Даниэль Баренбойм. С 2000 по 2013 годы он был его ассистентом в Государственной опере Унтер-ден-Линден в Берлине. В репертуаре Жюльена Салемкура свыше 300 оперных постановок. В нашей стране дирижер уже успел поработать с коллективом Большого театра. Прошлой зимой он представил на главной музыкальной сцене страны премьеру "Севильского цирюльника" Россини, а этим летом готовит новую постановку "Беатриче и Бенедикта" Берлиоза. Свой дебют с Российским национальным оркестром Жюльен Салемкур воспринял очень естественно и благосклонно.
Фото: Лилия Ольховая / Пресс-служба Московского концертного зала "Зарядье"
Жюльен Салемкур рассказал: "Я знаю давно этот оркестр, благодаря записям и живым концертам. Слушать его одно наслаждение, особенно в зале Зарядье, где создается очень приятное звучание. В Российском национальном оркестре безупречная музыкальная дисциплина. Это меня особенно впечатляет и создает безопасность и глубину интерпретации исполняемых произведений. Для своего дебюта с РНО я выбрал произведения композиторов-романтиков: Камиля Сен-Санса и Феликса Мендельсона. Оба композитора в чем-то похожи, благодаря использованию определенного музыкального стиля. Мне было интересно предложить оркестру одну из авторских редакций Четвертой "Итальянской" симфонии Мендельсона. У меня есть факсимиле этой версии. При жизни композитора о ней плохо отзывались современники. Мендельсон вообще был недоволен своими симфониями, особенно "Шотландской" и "Итальянской", делал новые редакции.
Фото: Лилия Ольховая / Пресс-служба Московского концертного зала "Зарядье"
Я очень внимательно изучил обе версии и думаю, что пришло время сыграть вторую, так как она мне очень нравится. Знаете, такой гений, как Мендельсон, способен был за год выучить столько, сколько нормальный человек осваивал бы 10 лет. Мендельсон предвосхищал звучание своих симфоний таким же, как если бы мы исполняли эту музыку с вибрато. Сегодня мы играли с вибрато, как обычно, но это всегда своего рода компромисс, потому что оркестр играет на современных инструментах. Мы плохо представляем, как примерно звучали инструменты романтической эпохи. Я пытался этого достичь в работе с оркестром. Сен-Санс экспериментировал в своем Пятом фортепианном концерте со множеством тембров и импрессионистских красок. Он использовал в материале произведения необычные лады народной музыки, китайский фольклор, этническую музыку стран Азии, Африки. Все это, несомненно, придает музыке "Египетского" концерта богатство и щедрость. И вообще это такая мудрая музыка с улыбкой. Она заставляет нас чаще улыбаться".