Премьера фильма «Микулай»: Виктор Сухоруков, Иван Добронравов и сумасшедшее кино

В Москве 15 июня в кинотеатре «Октябрь» прошла премьера художественного фильма «Микулай». Это тот не частый случай, когда на широкие экраны всей страны выходит региональное российское кино, при этом в главных ролях снялись такие звезды как Виктор Сухоруков и Иван Добронравов.

Премьера фильма «Микулай»: Виктор Сухоруков, Иван Добронравов и сумасшедшее кино
© ГлагоL

Основой для фильма послужила одноименная пьеса татарского драматурга Мансура Гилязова. Постановку осуществил молодой режиссер Ильшат Рахимбай, да и в целом вся съемочная группа – это молодые кинематографисты одержимые кино.

Действие происходит в отдаленной кряшенской деревне. Кряшены – это особая этническая группа людей, издревле исповедующих православие, но говорящая на татарском языке. Они достаточно компактно проживают в Татарстане, в основном в соседнем с Казанью Пестричинском районе и обладают своей, не похожей ни на какую другую культурой и эстетикой.

По сюжету в деревне живет пожилой человек по имени Микулай (Николай). Это один из самых уважаемых людей в селе, у него вроде все есть – и молодая жена, и родители, свой дом. И вдруг приезжает человек, который оказывается его старшим сыном. И тут начинается черте что.

Жанр зрителю определить очень сложно, возникает ощущение, что это какая-то смесь мистики и дурдома. И в целом, как выясняется, так оно и есть. Но понятно это станет только в конце фильма, а для этого надо досмотреть все 110 минут, что он длится.

Но это оказалось несложно – дуэт Виктора Сухорукова (Микулай) и Ивана Добронравова (сын Степан) оказался абсолютно фееричным. Замечательные Варвара Шмыкова и Екатерина Агеева. Но на их фоне и игра остальных актеров выглядела на уровне.

Поэтому, казалось еще в советское время избитая тема умирающей деревни, выглядит острой и вызывающей сочувствие. Да и ракурс в пьесе Гилязова необычный. А молодая команда сумела сделать то, о чем говорили последние лет сорок – найти новый взгляд и форму. Даже финальные титры стоит прочитать – они сделаны с выдумкой и как-то по-человечески, назвать их привычно «братская могила» как-то даже язык не поворачивается. Сами авторы картину определили как этно-триллер.

«По всем правилам матрицы этого фильма не должно было случиться. Ни этой премьеры, ни этих звезд и всех замечательных людей. Но случилось. Я много раз уже говорил, что это не мой фильм – он должен был состояться вне зависимости от меня или команды. Он очень хотел родиться. И мне повезло, что честь сделать его и выбрать эту команду выпала мне».

Ильшат Рахимбай, режиссёр фильма

Команда действительно получилась замечательной. Оператором-постановщиком картины стал Юрий Данилов – молодой казанский оператор, ученик знаменитого режиссера-документалиста и оператора Николая Морозова.

Еще десять лет назад мы о нем с осторожностью говорили как о перспективном кинематографисте. И с удовлетворением смотрели как Юра буквально впитывал все, что можно было узнать в профессии, ради этого мог пойти в проекты буквально на волонтерских началах. И вот теперь виден отличный результат на экране.

Российское кино последних десятилетий очень неровное. Наряду с удачами очень много оказалось не просто проходного кино, а откровенной халтуры. Многие говорили, что, похоже, свернули куда-то не туда и увлеклись Голливудом, «осваиванием средств», не дотягивая при этом до его технических и технологических стандартов. Что есть необходимость вернуться в точку великого советского кино и продолжить самобытное развитие от нее.

Пока шли такие разговоры выяснилось, что российский кинематограф начал перемещаться в регионы, где, собственно, и денег на кино нет. Столичные продюсеры были более озабочены кассой, а там не забыли и про искусство, как бы громко это не звучало. Поэтому для многих в свое время стало открытием и феноменом якутское кино. Хотя секрет очень прост – люди просто снимали кино, а не «делали проекты».

В Татарстане тоже всегда мечтали о своем кино. И нельзя сказать, что его тут не было – существовала Казанская студия кинохроники, был и есть Союз кинематографистов. Но вот реализовать себя на малой родине как-то не удавалось. Поэтому уезжали, и многие казанцы стали действительно заметными фигурами в кино. Как Станислав Говорухин и Леонид Филатов, режиссер Марина Разбежкина, операторы Валерий Севастьянов, Авис и Евгений Привины. При этом кинематографический потенциал всегда был большим, даже огромным. Почву для появления своего игрового кино давала и богатая и сильная татарская литература и драматургия, которая почти не известна за пределами Татарстана.

Поэтому в последние годы в Казани стали снимать игровые картины сами, некоторые даже имели успешную фестивальную судьбу. Этому способствуют усилия татарстанских властей, регионального министерства культуры. Не случайно на премьере в «Октябре» присутствовал и вице-премьер, полномочный представитель Татарстана в Москве Равиль Ахметшин.

«Микулай» представляется очень важным событием, который показал – что-то тектоническое случилось и все разрозненные положительные явления начали сходиться в одну точку. А молодым удалось совместить опыт предшественников со своей энергией и свежестью восприятия. Так и должно быть.

Олег Павлов