В Калининград из Третьяковки привезли знаменитый портрет Мусоргского
Одно из самых известных полотен Ильи Репина - единственный прижизненный портрет композитора Модеста Мусоргского - привезли из Третьяковской галереи в калининградский Кафедральный собор на "Выставку одной картины".
На открытии выставки портрет композитора показали зрителям в сопровождении его знаменитых сочинений - "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", прозвучавших в необычном инструментальном переложении - для органа и русских народных инструментов. Исполнили их главный органист и хранитель органа Московского концертного зала "Зарядье" Лада Лабзина и Калининградский областной оркестр русских народных инструментов под руководством Антона Жукова.
Выставка одной картины - совместный проект Кафедрального собора и Третьяковки. Такую встречу шедевров, синтез двух искусств - живописи и музыки - придумала художественный руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева. С 2018 года в стенах средневекового собора побывали известные картины из основной экспозиции Третьяковки - "Московский дворик" Поленова, портрет дочерей Шаляпина кисти Коровина, "Импровизация 7" Кандинского, портрет сестер княжон Гагариных работы Боровиковского. Каждое полотно сопровождали специально созданные музыкальные программы.
- Каждый раз это осознание огромной ответственности и огромная благодарность Третьяковской галерее за такое доверие Кафедральному собору, - отметила Вера Таривердиева. - Одной из его особенностей этого уникального проекта является то, что картина находится в пространстве собора, в диалоге с этим местом. И в диалоге с музыкой, которая здесь звучит постоянно, каждый день.
- Нам непросто далось решение отправить на выставку именно этот портрет, - рассказала главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова. - Это, безусловно, шедевр в творчестве Ильи Ефимовича Репина. И единственный прижизненный портрет Мусоргского. Здесь сошлись два гения. Гениальный, великий художник написал великого, гениального музыканта. Репин работал в больнице, осознавая, что времени у него нет. Сам композитор, я думаю, тоже понимал, что стоит на пороге вечности. Ситуация для портрета непривычная: человек не в парадном виде, изображен в халате, на фоне больничной стены, у него растрепаны волосы. Если смотреть на портрет и одновременно слушать музыку Мусоргского, художественное и эмоциональное впечатления сольются воедино.
Это действительно непередаваемо: напряженность и смятение, рваный тревожный ритм или проникновенная тоска музыки - и измученные глаза ее создателя, написанные буквально за несколько дней до его смерти. Портрет будет гостить в Калининграде в течение месяца, и познакомиться с ним смогут все посетители собора. А на встречах Art & Music, сопровождающих выставку, можно услышать рассказ искусствоведа об истории создания портрета и музыку Мусоргского в исполнении титулярного органиста собора.
Выставка закроется 16 июля концертом московского камерного оркестра Musica Viva под руководством народного артиста России Александра Рудина и титулярного органиста Кафедрального собора Мансура Юсупова, которые исполнят произведения современников Мусоргского - Чайковского, Виельгорского, Глазунова, Гречанинова.
Кстати
Выставкой одной картины и концертом открылся международный фестиваль "Орган плюс", который проходит в Кафедральном соборе ежегодно в рамках Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева - одного из крупнейших в мире состязаний по этой специальности. В этом году Таривердиевский конкурс состоится в 13-й раз. Основные мероприятия, награждение победителей и концерт лауреатов пройдут в Калининграде с 3 по 8 сентября.