Какие картины нужно посмотреть, чтобы снова полюбить наше кино
В Ярославле завершился Международный кинофестиваль "Свой путь". Смотр шел с февраля по июнь в четырех регионах страны: Республика Башкортостан, Тульская, Костромская и Ярославская области. За это время сотни зрителей посмотрели несколько десятков картин из России, Казахстана, Армении, Сербии, Норвегии… И не только посмотрели, но и обсудили их с экспертами фестиваля, создателями фильмов и популярными актерами - на фестивальных гастролях были замечены Вениамин Смехов, Виктория Тарасова, Ольга Хохлова, Дина Корзун, Светлана Камынина и многие-многие другие.
А обсуждать было что. "РГ" приводит основные тезисы и называет картины, которые обязательно нужно увидеть, чтобы снова полюбить наше кино.
В борьбе за зрительскую любовь побеждает тот, кто отменяет Голливуд и возвращается на стезю советского кинематографа
Никаких супергероев, маньяков, красоток, политиков, киллеров и так далее в программе фестиваля замечено не было, и это не только работа отборщиков, взявших в конкурс сорок шесть названий из 256 заявленных, это в целом тенденция - на смену чернухе идет светлое кино, на смену экшену - крепкая драма.
Фото: Кинофестиваль "Свой путь"
В фокусе внимания современных молодых режиссеров - простой человек. Это, если угодно, внуки Егора Прокудина из "Калины Красной" и Катерины Тихомировой из "Москва слезам не верит", это дети Яи из картины "Страна глухих" и Данилы Багрова из "Брата". Причем иногда родство не только типажное. Одним из открытий фестиваля "Свой путь" стал фильм режиссера Анастасии Нечаевой "Велга", где главную роль исполнила дочь Сергея Бодрова. Для Ольги Сергеевны Бодровой это был дебют в большом кино. И дебют успешный, по крайней мере, затмить ее непосредственность и глубину не смогли даже Алексей Гуськов и Сергей Шакуров - у одного роль рыбака, который теряет свою дочь, у другого - судьи, доживающего свой век после обвинений в коррупции.
Сама же история снята по мотивам рассказа Ивана Бунина "Велга", и хотя действие переносится в наши дни, в фильме остается главное - бунинские интонации. Это абсолютно поэтическое кино, родом из той самой новой советской волны, которая вынесла в свое время на авансцену Михаила Калика и Марлена Хуциева, Павла Любимова и Георгия Данелия… Эта волна в последние тридцать лет как неприкаянная носилась по киношколам и маленьким фестивалям, но крупным рыбам она была не интересна. Теперь многие из них обвиняют в опустевших кинозалах пандемию, однако 2023 год показывает - люди готовы смотреть настоящее кино, кино народное - то есть про них самих, а не про режиссеров и их "тараканов".
Фото: Кинофестиваль "Свой путь"
Почему "Велга" оказалась возможной? Тут две причины. Во-первых, режиссер Анастасия Нечаева снимала о родных и знакомых людях, о своих любимых местах, и не скрывала: "Велга - это я". Во-вторых, молодому режиссеру повезло с продюсером. Иван Болотников - редкий тип кинобогатыря, готового рисковать, готового биться с обстоятельствами ради искусства, готового даже к самопожертвованию, без которого, похоже, сегодня вообще нельзя заниматься культурой всерьез. Помимо "Велги" откровением кинофестиваля стала и другая работа продюсера Ивана Болотникова - "Не хороните меня без Ивана". Этот фильм о том, что иногда ради счастья другого человека можно жертвовать своими амбициями и мечтами. Этот фильм создала еще одна молодая режиссер Любовь Борисова. Если мы пройдемся по афише кинофестиваля, то больше половины фильмов сделаны именно девушками, тоже ведь тенденция. Только им удалось вернуть в наше кино нежность и безусловную любовь.
В индустрию нашего кино возвращаются региональные киностудии
Тон больше не задают Москва и Санкт-Петербург, как бы им этого не хотелось. Те самые простые люди с простыми историями приходят на наши экраны именно из глубинки. Речь не только о феномене якутского кино. Победителем фестиваля стала башкирская лента режиссера Булата Юсупова "Дневник поэта". Фильм рассказывает о судьбе классика советской поэзии Рами Гарипове. И здесь есть все, что делает кино искусством. Обаятельный и сильный герой, преодолевающий всем понятные перипетии - невостребованность, нищету, отсутствие своего жилья. Яркие образы, опять же во многом поэтические, как, например, парящий в облаках маленький самолет. Есть, наконец, отсылки к классике кинематографа. Юсупов приводит в свой фильм героя из культовой кинокартины Марлена Хуциева "Мне двадцать лет" - это погибший на войне отец главного героя, он является сыну в поворотный момент его личной драмы. В башкирской ленте отец тоже играет важную роль для понимания героя, однако все же режиссеру он важен не только поэтому, а как поклон прошлому, как намек на то, что у советского и российского кино одни родители, что "Мне двадцать лет" и "Дневник поэта" из одной купели.
Также были показаны весьма достойные ленты из Узбекистана ("Санки", режиссер Сухроб Кадиров), Казахстана ("Уличный поэт" Самгара Рахима), Армении (докфильм "В поисках света", автор Арсен Аракелян).
Фото: Кинофестиваль "Свой путь"
Российский зритель соскучился по глубоким обсуждениям современного кино
Фото: Кинофестиваль "Свой путь"
Всего фильмы фестиваля "Свой путь" в четырех регионах посмотрели более четырех тысяч зрителей. Везде залы были переполнены, а в Уфе и Ярославле понадобились даже дополнительные сеансы. Судя по отзывам и комментариям, мало кого показанные картины оставили равнодушными. По замыслу организаторов - в каждом городе зрители выбирали своих фаворитов. В Ярославле приз зрительских симпатий получила норвежская лента "Все ненавидят Йохана". Как объяснили голосующие - это чисто русская история, о юродивом, который взрывал спокойную обыденную жизнь динамитом. А в Уфе зрители с большим отрывом отдали свои сердца ленте Юлии Колесник "Земля Эльзы", где главные роли - влюбившихся друг в друга пожилых людей - сыграли Вениамин Смехов и Ирина Печерникова. В Костроме победил фильм "Не хороните меня без Ивана".
Фото: Кинофестиваль "Свой путь"
И все зрители, как один говорили, что на "Своем пути" они поменяли мнение о российском кинематографе. В этом же признавались приглашенные эксперты. В предвзятости к современной режиссуре была замечена актриса Виктория Тарасова, однако под занавес форума она клялась сыграть хоть табурет у режиссеров, чьи фильмы "дали ей заряд для жизни и творчества".
Если говорить о том, какой главный урок получили зрители на просмотре фильмов фестиваля "Свой путь", то его можно свести к одной формуле - полюбить другого человека сложно, но это возможно. Хорошо забытая заповедь от новых режиссеров.
Фото: Кинофестиваль "Свой путь"
Досье "РГ"
Фестиваль "Свой путь" придумала и провела кинопродюсер, сценарист, кандидат политических наук Юлия Быба. Чтобы заниматься кино, она отказалась от карьеры в большой корпорации. Помимо кинофильмов на фестивале проходили показы мод, мастер-классы и выставки. Ожидается, что в следующем году "Свой путь" продолжит погружать в смыслы и кинообразы жителей Уфы, Тулы, Ярославля и Кирова. С подробной афишей, а также с мнениями зрителей и экспертов о представленных кинофильмах можно познакомиться на сайте и на официальных страницах кинофестиваля.