Почему Олег Меньшиков не смог переиграть Сергея Юрского
По иронии судьбы «Золотой телёнок» был снят раньше, чем экранизация первого романа о похождениях великого комбинатора «Двенадцать стульев». Фильм поначалу приняли в штыки, но это не помешало ему выбиться в лидеры проката 1968 года. С тех пор отечественные кинематографисты дважды пытались воплотить «Золотого телёнка» на экране. Но им не удалось даже приблизиться к успеху картины Михаила Швейцера, которая вот уже 55 лет по-прежнему любима публикой. Лёд тронулся Михаил Швейцер имел славу режиссёра серьёзных картин – «Чужая родня», «Воскресение», «Время, вперёд!». И получить разрешение на съёмки легкомысленного, как казалось киночиновникам, фильма было нелегко. И всё же в 1967 году съёмочной группе удалось приступить к работе. «О чём, о ком я ставлю фильм? Да о себе, о своей жизни, вот в чём дело!.. О себе – каким бы я хотел или не хотел быть», – делился тогда Швейцер. В роли Остапа Швейцер с самого начала видел Сергея Юрского, который уже снимался у него в фильме «Время, вперёд!». Но Госкино выбор режиссёра не одобрило и потребовало провести пробы. Образ великого комбинатора примеряли на себя Александр Пороховщиков, Владимир Басов, Николай Губенко, Зиновий Высоковский, Борис Зайденберг, Владимир Ильин. И даже Владимир Высоцкий, который показался режиссёру излишне драматичным. По словам Арчила Гомиашвили, который спустя несколько лет всё же сыграл Остапа у Гайдая, Швейцер приглашал и его. Но он не смог приехать на пробы. В итоге Швейцеру всё же удалось отстоять Сергея Юрского «К съёмкам «Золотого телёнка» я достиг достаточной известности, и мне платили высшую ставку – 40 рублей за съёмочный день. Этих дней у меня было 100. И я получил за роль Бендера 4 тысячи рублей», – рассказывал позже Сергей Юрский. На роль Паниковского был практически утверждён Ролан Быков. На Шуру Балаганова режиссёр пробовал Вячеслава Невинного. И как-то в отсутствие Быкова попросил подыграть ему Зиновия Гердта. После этого Швейцер понял, что лучшего Паниковского не найти. Правда, после утверждения Гердта пришлось искать другого Балаганова – с Вячеславом Невинным он в кадре смотрелся неважно. В итоге роль получил Леонид Куравлёв. Параллельно он снимался в фильме «Вий». Благо съёмки проходили в соседних павильонах, но метаться между двумя съёмочными площадками актёру было всё же нелегко. На роль Корейко Швейцер пробовал двух великих актёров – Евгения Леонова и Евгения Евстигнеева. Худсовет остановил выбор на последнем. Водителем «Антилопы Гну» Адамом Козлевичем стал актёр Николай Боярский – дядя главного д’Артаньяна нашей страны. Это не Рио-де-Жанейро Кроме мосфильмовских павильонов, фильм снимали и на натуре – в пустыне Каракумы, городке Юрьев-Польский под Владимиром во Владимирской области. Именно он и стал Арбатовом. Город Черноморск снимали в Одессе, а румынскую границу, через которую в финале пытается пройти Остап Бендер, – в Москве, на пустом аэродроме в Тушино. Как вспоминал Сергей Юрский, съёмка этой сцены стоила ему здоровья – поскольку снег, в котором ему приходилось утопать несколько дублей подряд, был настоящий. В итоге актёр слёг с воспалением лёгких. К сожалению, некоторые сцены так и не вошли в фильм. По указанию худсовета пришлось вырезать сцены с «Вороньей слободкой». Зрители так и не увидели блестящей игры Анатолия Папанова, сыгравшего Васисуалия Лоханкина. Также по требованию редакторов был сокращён финал, чтобы «подчеркнуть мотив морального краха Бендера». После первого показа фильма в зале повисла тишина – зрители были несколько растеряны. Многие рассчитывали увидеть весёлую и лёгкую комедию, а вместо этого получили пронзительную, глубокую картину, в финале которой хочется плакать. Критика тоже встретила «Золотого телёнка» неоднозначно. Однако за год «Золотого телёнка» посмотрели почти 30 миллионов человек, выведя фильм в число лидеров проката. И сегодня зритель по-прежнему восторгается искромётным юмором авторов романа, блестящей игрой великих актёров и немножко грустит… Кстати Современные режиссёры тоже пытались приобщиться к творчеству Ильфа и Петрова с помощью «Золотого телёнка». Так, создатель «Маленькой Веры» Валентин Пичул в 1993 году представил свою киноверсию под названием «Мечты идиота». Картина снималась под лозунгом поиска новых форм. На главную роль он пригласил популярного тогда певца Сергея Крылова, который своей внушительной комплекцией ничем не напоминал Бендера. «В этом фильме акцент сделан на то, чтобы герой был героем нашего времени. Режиссёру показалось, что эту роль могу сыграть я», – объяснял нам Сергей Крылов. Шуру Балаганова в той экранизации сыграл Евгений Дворжецкий, Паниковского – Станислав Любшин, а Адама Козлевича – Владимир Толоконников, Корейко – нынешний тесть Чубайса Андрей Смирнов. Алика Смехова стала Зосей Синицкой, а Владимир Этуш примерил образ зицпредседателя Фунта. Но несмотря на звёздный состав, успеха фильм не имел, он оказался крайне далёк от оригинала. Да и актёр из Сергея Крылова вышел прескверный. Его называли издевательством над классикой, а сам фильм – «кооперативной поделкой». В успехе же сериала «Золотой телёнок», который вышел на экраны в 2006 году, мало кто сомневался. Надежды подогревались именем Олега Меньшикова, который играл Остапа. Правда, первоначально роль предполагалось отдать Сергею Безрукову, но он вовсю работал над сериалом о Есенине. В качестве нового претендента на роль Остапа был выбран Константин Хабенский, поскольку для успеха сериала на главную роль требовался популярный и раскрученный актёр. Хабенский предложением заинтересовался. Однако дальше интереса дело не пошло. По одной версии, Хабенский, который тогда только начал сниматься в полнометражных фильмах, не захотел снова светиться в сериале. По другой – актёр, как и Безруков, оказался занят в других проектах. И тут как гром с ясного неба грянуло согласие Олега Меньшикова. На роль Паниковского сначала прочили Андрея Краско. Потом решили пригласить Валентина Гафта. Но он по каким-то причинам отказался. В итоге актёр на роль Паниковского был найден буквально за четыре дня до съёмок. Им стал тюменский артист Леонид Окунев. На роль Шуры Балаганова убедительнее всех пробовался Павел Деревянко. Но утвердили Никиту Татаренкова – партнёра Олега Меньшикова по театру. Ходили слухи, что участие Никиты было чуть ли не требованием самого Меньшикова. Злые языки даже судачили, что актёров связывают не только творческие отношения. По поводу Корейко велись переговоры с Сергеем Маковецким. Но говорят, что актёр запросил слишком большой гонорар. На роль почти было утвердили Виталия Хаева, но и он в картине почему-то не появился. В итоге роль досталась питерскому актёру Александру Девотченко. На роль Козлевича прочили знаменитого Кузьмича из «Особенностей национальной рыбалки», Виктора Бычкова. Но режиссёр Ульяна Шилкина сделала выбор в пользу Дмитрия Назарова. Однако несмотря на столь многообещающий состав, сериал оказался провальным. Многие списали это на неопытность постановщика. Ульяна Шилкина до «Золотого телёнка» снимала рекламные ролики и видеоклипы. В итоге сериал так и не оставил мало-мальски заметного следа ни в зрительской памяти, ни в истории отечественного кинематографа. Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему фильм «Баллада о солдате» обвиняли в том, что он позорит Советскую армию.